В культовом зодчестве Японии древние синтоистские и буддийские традиции долгое время еще развивались параллельно, взаимно обогащая друг друга. Примером развития этих двух линий в монументальной деревянной архитектуре являются два выдающихся памятника архитектуры VI И в. в Наре — сокровищница Сёсоин и здание храма Великого Будды в ансамбле монастыря Тодайдзи.
Первый из них — это поднятый на 40 мощных столбах монументальный и лаконичный объем из трех срубов (общая длина 32,4 м), собранных из трехгранных в сечении бревен. Предельная простота, естественность и конструктивность — основа художественного облика этого здания. Храм Великого Будды поражает гигантскими размерами: его первоначальные размеры составляли в плане 87X50 м и высоту около 49 м. Стоявшие рядом две пагоды достигали высоты около 97 м. Это были наиболее крупные деревянные сооружения в мире. Внутри установлена грандиозная бронзовая статуя Будды (около 16 м), над которой высится приподнятая часть крыши второго яруса.
Архитектура чайных павильонов (т.е. павильонов, специально предназначенных для церемонии), располагавшихся среди природы, в глухих безлюдных местах, отличалась крайней простотой. Небольшое по объему здание возводилось посредством деревянного или бамбукового каркаса, облицованного земляной или глиняной штукатуркой, что, по замыслу зодчих, сближало здание с природой. Скромность и простота чайных павильонов оказали влияние на формирование японского жилища, которое окончательно сложилось в XV—XVI вв.
В XVII в. в связи с возросшими объемами строительства была введена система особых строительных правил — «кивари», которые устанавливали принципы проектирования домов на основе традиционно устоявшихся приемов. Были заложены основы стандартизации и введена единая модульная система, согласно которой должны были назначаться размеры зданий и их деталей. Предписаны были и правила градостроительства.
Одним из высших достижений японской дворцовой архитектуры является построенный в XVII в. в Киото Загородный дворец Кацура, в постройках которого сочетались классические черты стилей «синдэн» и «сёин».