Романтика «стиля прерий» к 1910 году была исчерпана. Американская архитектура в творчестве своих «одиноких аутсайдеров», Салливена и Райта, впервые создала две принципиальные системы, которые разрабатывались затем современной архитектурой несколько десятилетий, — «чикагский каркас» и открытый план, основанный на взаимосвязи «переливающихся» пространств. Но в самой Америке значение принципов Салливена и Райта не было осознано. Они стали широко известны и получили признание только в 1930-е годы, когда из Европы была импортирована «новая архитектура», в большой мере основанная на этих принципах. . .
В 1910-е годы Райт отходит от бескомпромиссности ранних экспериментов. Конфликт с обществом и тяжелые испытания в личной жизни привели его к затяжному творческому кризису. Казалось, что эпопея «одинокого героя» пришла к концу.
Лишь в Южной Калифорнии в это время появляются постройки, обнаруживающие уважение к местной традиции и свойствам используемых материалов, что придавало им естественность, сближающую их с ранними работами Райта. Среди них — живописные, подчеркнуто распластанные по горизонтали деревянные постройки братьев Грин — Чарльз Сэмнер (1877—1917) и Генри Метер (1868—1954), созданные по образцам калифорнийских бунгало. Некрутые наклонные кровли с большими свесами на выпусках дощатых стропил в несколько ярусов поднимались над их постройками, усложненными множеством крытых веранд; это придавало домам отчетливо ориентальный характер. Более свободны интерпретации испанской колониальной архитектуры региона в постройках ученика Салливена, Ирвинга Джилла (1870—1930). Грубоватая простота очертаний его «протофункционалистских» построек в известной мере была вынужденной, предопределенной свойствами материала — монолитного бетона. Однако их сходство с произведениями наиболее аскетичного среди европейских архитекторов-рационалистов начала века — Адольфа Лооса — возможно и не было случайностью (женский клуб в Ла Джолла, 1913; дом Доджа в Лос- Анджелесе, 1916). Калифорнийский эпизод оборвался после грандиозного успеха помпезного эклектизма выставок «Панама-Пасифик» в Сан-Франциско (1915) и «Панама-Калифорния» в Сан-Диего (1916), связанных с открытием Панамского канала.