В первые десятилетия самостоятельной деятельности, начавшейся в 1893 году, Райт занимался прежде всего жилыми зданиями. Его увлекают иные принципы композиции, почти противоположные тем, что выдвинула чикагская школа, — не каркас, а динамичная система пересекающихся плоскостей организует пространство построек Райта, объемы его зданий — не монолитные блоки, а развитая система взаимопроникающих частей.
Планы Салливена — лишь решения практических задач, он мыслит в понятиях массы, конструкции; для Райта план, диктующий членения и связи пространств,— генератор формы, которую он представляет в пространственных категориях. Богатство пространственных композиций Райта, каждый раз возникающих как неповторимый результат неповторимого сочетания конкретных условий, противостоит методу чикагской школы, где над каждым решением господствует неизменно ощущаемый архетип.
Построенный Райтом в 1889 году собственный дом в Оук-Парке, штат Иллинойс, ясно свидетельствует об одном из важных истоков его творчества — «гонтовом стиле». В своем дальнейшем развитии он синтезирует и многие элементы, как бы второпях, разрозненно появившиеся в работах других архитекторов, не пренебрегая и обращением к академической традиции, торжествовавшей в работах над проектами чикагской выставки. Об этом свидетельствует хотя бы дом Чёрнли в Чикаго, построенный еще в период сотрудничества у Адлера и Салливена (1891). Небольшой дом с фасадом из кирпича строго симметричен, замкнут. Балкон, навес которого поддерживают курьезно маленькие колонны, повторяет мотив галереи, часто применявшийся Салливеном для крупных сооружений; немасштабный до гротеска, он создает преувеличенное впечатление о масштабе здания в целом, придавая ему монументальность. Однако, когда Бернэм, «дядюшка Дэн», предлагает Райту поездку для углубленного изучения классической традиции в Парижской школе изящных искусств и в Американской академии в Риме, он отказывается.
Свой почерк Райт начинает обретать, работая над домом Уинслоу в Ривер Форест, Иллинойс (1893). Объем здания, как бы прижатый к земле высокой кровлей с огромным карнизом, подчеркнуто горизонтален. Композиция удивительно проста для своего времени и образована из элементов, естественных для жилища. Спокойствие горизонтальных линий господствует на главном фасаде, который симметричен, хотя за ним развертывается сложная и отнюдь не симметричная система помещений, центральным ядром которой служит камин.
Громадное впечатление произвел на Райта показанный в числе экспонатов выставки 1893 года японский павильон «Хо-о-Дэн» с его цельным пространством, членящимся раздвижными перегородками, и тяжелыми кровлями, определяющими объем здания в гораздо большей степени, чем легкий каркас, на который они опираются. Кровля дома Уинслоу — одно из ранних отражений этого павильона в творчестве Райта. В ряде построек 1890-х годов он создает и различные варианты интерьерных пространств — открытых и вместе с тем тонко подразделенных в соответствии с назначением постройки. В этих композициях возникают различные варианты системы плана, основанной на пересечении двух перпендикулярных осей, традиционной для американского жилища. Такая схема возникала независимо от стилистического характера и в классицистическом «Монтиселло» и в романтических постройках гонтового стиля. Райт основывает на ней всю организацию внутреннего пространства дома. Над домами, построенными Райтом, более не появляются мансарды, высокие щипцы двускатных кровель уступают место пологим пирамидам четырехскатных, уже не подчеркивается их грузность. Стены, обшитые гонтом, сменяются ошту-> катуренными с поверхностью, энергично расчерченной стойками и балками деревянного каркаса.
В популярном женском журнале Райт в 1901 году опубликовал «Проект дома для города в прериях», в котором заложены главные архитектурные темы, использованные им в творчестве последующего десятилетия. Проект дал начало термину «дома прерий», которым называли особняки Райта, созданные в тот период. Одно из самых характерных зданий этой серии — дом Уиллитса в Хайлэнд-парке (1902). Крестообразный план его объединяет взаимосвязанные пространства, как бы «перетекающие» одно в другое вокруг центрального ядра, образованного камином, и продолженные вовне системой веранд и открытых террас. Развитие по горизонтали сильно подчеркнуто — дом распластан на участке и как бы врастает в его поверхность. Динамичная композиция объемов дома Уиллитса получила затем многочисленные варианты в последующих постройках Райта (дом Мартина в Оук-парке, 1903 и др.).