С ростом влияния и богатства христианской церкви в эпоху Средневековья храмы становились всё величественней и грандиозней. Примером может служить всемирно известный архитектурный ансамбль (собор, баптистерий и кампанила или колокольня) в итальянском городе Пиза.
Прогресс в конструкции каменных сводов и круговая аркада (сократившая толщину стены) открыли новые возможности в освещении и декоре храма, наиболее полно развившиеся позже, в архитектуре готики.
В Италии памятники романской эпохи в течение нескольких веков оставались образцом архитектурных форм и стиля. Несмотря на отпечаток византийского влияния, они тем не менее воплощают собой непрерывность традиции, связывающей античность и Средневековье.
Простая, прямоугольная в плане, базиликальная форма ранних христианских церквей с главным и боковыми нефами восходит к IV в. Под влиянием практики литургии, требовавшей увеличения площади, возник трансепт, и церковь обрела крестообразный план.
Романский свод
Развитие техники возведения каменных сводов позволило расширить неф и внести пространственное разнообразие в прямоугольный план базиликальной церкви.
Неф Пизанского собора сравнительно узок, так как конструктивные возможности его коробового свода ограничены по сравнению с гибкостью ребристого свода, опирающегося на стрельчатые арки. Средокрестис пока еще не имеет композиционного значения.