Росписи с фигурами античных божеств в стиле классицизма были менее популярны, чем красочная роспись букетами, цветами и гирляндами, с экзотическими птицами. Роспись постепенно концентрировали на потолке.
Постепенно стали отказываться от штофных обоев и стали оклеивать стены бумагой. Ткани же теперь не натягивались на стены, а ими драпировали интерьеры. Стены окрашивались и затягивались бумажными или ткаными обоями, гладкими или с полосами, розетками, звездочками, геометрическим узором.
Бумажные обои или расписывали от руки по наклеенной белой бумаге, или выписывали из Франции, что было очень дорого. В начале века большой популярностью пользовалась полоска.
Часто однотонная окраска стен для более скромных помещений сосуществовала с бумажными обоями. Бумажные обои тогда служили предметом восхищения современников.
В ампире стали драпировать стены. Развеска была свободной, с мягкими складками. Шпалеры натягивали на стены, вставляли в рамки холсты, которые красили в определенный цвет или покрывали живописью. Они заменяли обои и служили фоном для гравюр.
Украшение стен гравюрами было очень распространено. В русских шпалерах начала XIX в. от сочных тонов перешли к светло-зеленым, голубым, розовым, желтоватым оттенкам. Изображения включали две-три фигуры на фоне облаков или просторов светлого неба. Сюжеты шпалер, ковров и экранных вставок черпали из античной мифологии.
Из зала в начале XIX в. убирали все, что зрительно его могло уменьшить — печи, камины. Печи облицовывали в цвет стен, делали плоские. Угловые печи смягчали углы, создавая замкнутое пространство.
Верхняя часть печи называлась «зеркалом», на ней помещали рельефные изразцы с изображением классической фигуры или античной вазы. Печи согревали одновременно две смежных комнаты, топящиеся из коридора или подсобных помещений. Трубы у них после топки закрывались, печи долго и равномерно поддерживали тепло.
Камин в условиях северного климата был роскошью. Он не сохранял тепло и «съедал» много топлива. В нем была устроена чугунная решетка — таган, на который клали дрова. Камины клали из кирпича и белили, но и отделывали мрамором.
Боковые устои трактовались как скульптурные панно с висячими гирляндами цветов или как античные фигуры, на которые опиралась полка, где стояли каминные часы и канделябры. Приятно было у камина сидеть, обедать, читать и отдыхать. Камин способствовал созданию уюта и комфорта.
Радостному чувству победы в Отечественной войне 1812 г. отвечали многочисленные декоративные украшения из золоченой бронзы. Диваны, кресла и стулья всегда были больше масштабов человека. Своими размерами они акцентировали значимость зала. Венки, военные трофеи напоминали о славе русского оружия. В интерьере ампира проявлялись черты русского барства.
В оформлении комнаты хозяйки использовались арки и колонны. Отсюда двери вели в гостиную и спальню. Колонны также разделяли комнату хозяйки и спальню. У колоннады со стороны спальни — перегородка в виде ширмы красного дерева, остекленной вверху, и открывающимися створками между колонн. В спальне были две печи. Вешали небольшие зеркала.
Двери часто делали в виде шкафчика красного дерева. Через такую дверь выходили на антресоль. В антресолях было четыре комнаты — две из них проходные, две другие — изолированные. Комнаты низкие, потолок будто «давил». Это комнаты для уединения и желанного отдыха.
В них отсутствовали лишние вещи — посуда, съестное, одежда. Над спальней первого этажа находилась детская. И в той, и в другой были утолщены перекрытия, вследствие чего в детской были низкие потолки. Над буфетной была комната слуг: там не обеспечивали тишину. Над хозяйственными комнатами первого этажа также усиливали перекрытия на антресолях. Дом первой четверти XIX в. был приспособлен для житья и празднеств.
Дворяне, не имеющие особняка, снимали квартиры из 12-15 комнат не выше второго этажа. Квартира состояла из передней, буфетной, столовой, гостиной, кабинета, спальни, детской и одной-двух комнат прислуги. Обязательным для богатых был зал для танцев, диванная, бильярдная и туалетная. В приличной квартире был паркетный пол, лепные или расписные потолки, штофные обои на стенах, занавеси из кисеи или шелка, зеркала, фарфор, бронза.