В Германии готика появилась значительно позднее, чем во Франции. Немецкие искусствоведы, преклоняясь перед величием французского готического искусства, склонны утверждать, что именно в немецкой архитектуре было достигнуто максимальное приближение к идеалу готического стиля.
Готику справедливо связывают с периодом расцвета германского искусства, которое так и не смогло принять в последствии идеи Возрождения.
Творения немецких мастеров готического стиля стали одним из самых ценных вкладов в историю мировой культуры. Особенно поражает готическая архитектура северо-восточной Германии, в которой камень представлял собой дефицит, что стало причиной появления своеобразной кирпичной готики. Она была более массивной, чем французская, но с великолепными декоративными украшениями.
Позже немцы отметят, что именно в их архитектуре готический стиль достиг своего апогея, потому что только немцы смогли добиться использования всех его возможностей. В германской готике здания обладают неудержимым порывом, который визуально поднимает ввысь всю массу здания, придавая его образу что-то непостижимое. Немецкие мастера окончательно стерли боковые горизонтали применением контрфорсов, а французскую розу над главным входом заменили стрельчатым окном, придав зданию еще больше легкости. Особенностью столь гармоничной французской готики является присутствие еле уловимой горизонтальности членений и некого размеренного ритма, которые как бы препятствуют порыву, подчиняя его разуму и логике.
Французы объяснят это тем, что в их готической архитектуре порыв не сдержан, а подвержен упорядочению, чтобы сделать конструкцию здания более ясной и изящной. Присутствие безудержного порыва чуждо французскому искусству, так как необходимо везде соблюдать чувство меры.
Однако несмотря на противоречия, ничто не мешало этим двум крупнейшим лагерям готического искусства восхищаться шедеврами друг друга.
Кельнским собором в Германии, который по сей день считается одним из самых великих творений готики, в свое время восхищались многие художественные мастера. Он был закончен лишь в конце прошлого столетия по найденным подлинникам чертежей и планов, при анализе которых стало ясно, что его прототипом являлся знаменитый Амьенский собор во Франции. Вдохновение немецких зодчих воплощено в поразительном вертикальном порыве Кельнского собора. Такой же конструкцией обладал и Фрейбургский собор, который считается поистине непревзойденным шедевром немецкой готики. В его конструкции присутствует только одна башня, которая как бы охватывает весь собор, сливаясь с его фасадов, из которого она впитывает неведомую силу, заключенную в ажурных переплетениях.
Однако в Эльзасе можно увидеть, казалось бы, невозможное – сплетение французской и немецкой готики. По сей день не законченный Страсбургский собор как нельзя лучше отражает это сплетение.