Орнамент рококо

Основа орнамента рококо — мягкий пластичный материал, представленный в виде своеобразно изогнутых в форме раковин плоскостей — с их рядами жемчужин и зазубренными по направлению главной оси орнамента краями — распространялся по плоскости или заполнял углубления, оплетая и извиваясь в систему рамок и нежнейших рельефов.

Из орнамента вырастали длинные, напоминающие камыш, вытянутые листья, над раковинами тянулись изящные гирлянды из прихотливо сгруппированных цветов, отдельные ветки с цветками как бы выходили из раковины, заполняли углы и обвивали рамки. С ними сочетались каскады воды, сталактиты, растения и цветы, распростертые крылья летучих мышей, фигурные медальоны (в центре стен и дверей), раковины, цветы, гирлянды и даже волны.

В орнамент вплетали китайские мотивы, которые вошли в моду. В китайском стиле оформляли целые помещения. Мотивы: охота, любовь, музыка, деревенское времяпрепровождение. Китайские мотивы (шинуазри) и сценки с обезьянками (сэнжри) стали применять в оформлении помещений. Появились в связи с этим драконы, экзотические птицы, живописные фигуры китайцев. В центре — часы, по бокам — китайские вазы. Под влияниемстиля рококо мода на китайские мотивы распространилась по всей Европе.

Другой источник оформления интерьеров — арабески. Арабески — один из важнейших источников свободной асимметричной композиции, которая лежала в основе членения стен, лепных работ и даже конструирования мебели стиля рококо. В орнаменте исчезли прямые линии, сплетающиеся арабесками, кривые линии утратили эластичность и представляли не связанные друг с другом завитки, слегка соединенные в точках соприкосновения. Аканфовый лист утратил прежнюю форму: он превратился в длинный лист, напоминающий камыш. Панно обрабатывали мелким орнаментом. В основе — мотивы акантового листа и его побегов, раковины, морской волны, камней, трельяжной сетки. Ромбовидная сетка с розетками рококо в орнаменте назывался трельяж, а орнамент, имитирующий зубцы занавесей, назывался ламбрекен.

В орнаменте эпохи Возрождения использовались античные мотивы. Орнамент располагали на фасаде, в декоре тканей, в мебели и внутренней отделке. Орнамент покрывал большие площади стен, потолки внутри дома и использовался для фасадного убранства. В эпоху Возрождения существовали различные типы орнаментов. Это арабески — сложный, чаще всего симметричный орнамент, составленный из стилизованных растительных мотивов или комбинации геометрических фигур.

Другим видом орнамента был гротеск — состоящий из чередования растительных мотивов с картинами, медальонами, античными щитам. В нем применялась одновременно штукатурная лепка и живопись. В гротесках использовались мелкие причудливые сплетения различных мотивов, в том числе побегов аканта, небольших фигурок, элементов архитектурного порядка. Ведущую роль играли извивы аканта, дополненные изображениями цветов, животных, различных растений и других тем; здесь же — вазы с цветами, растения, перевитые лентами, птицы, вставки с рельефами. Мотивы гротеска использовались и в посуде, шпалерах, металле и дереве. С середины XVI в. гротески делали лепными из белого стукко с позолотой.

Наряду с гротесками стали применять орнаменты в виде прямых, изогнутых, переплетенных полос, а также изображения гирлянд растительного мира. Применялись виноградная лоза, ионики, бусы, меандр, плетенка, чешуя, ложки, лента, акантовый и дубовый лист, мотив раковины. Бусы — тонкая полоска, состоящая из шаров и продолговатых элементов, часто применялась как декоративный элемент профилей.

Классические мотивы декора: бусовые шнурки, яйцевидные валы (ионики), волнообразные ленты, дентикулы или зубчики. В орнаменте использовались элементы животного мира в сочетании с изображениями обнаженного человеческого тела. Характерные мотивы — изображения канделябров, ваз, масок, оружия, морских раковин и других предметов символического значения. Видное место занимали гербы и эмблемы.

На пилястрах и стенных поясах были распространены орнаменты. На парапетах окон и венчающих частей появляются в качестве излюбленного мотива балюстрады. Балюстрада — перила, состоящие из балясин между постаментами. Балясина — профилированная волнистая колонна не большого размера, круглой или прямоугольной формы, опора для перил и парапета.

Характерным украшением зданий этой эпохи был картуш — скульптурное, иногда лепное, украшение различной формы или не до конца развернутого свитка, на котором помещался герб, эмблема или маска, окруженные орнаментом. Маска- рон — декоративная маска с фантастическим изображением человеческого лица или головы животного. Появляется ниша с широкой лучистой полукруглой раковиной. Ниша — новый способ оживления плоскостей.