В древнем Риме не все имели свои дома. Среднего достатка люди имели один дом на три-четыре семьи.
А самые бедные жили в многоэтажных домах, сдающихся внаем. Земля была дорогой, потому дома строили высокие (в четыре — пять этажей). Инсула — (от латинского «остров») — многоквартирный дом в Риме, обычно многоэтажный, где комнаты сдавались внаем.
Внешний вид инсулы прост и строг: никаких лишних украшений, наружные стены даже не были оштукатурены, и была видна кирпичная кладка. Однообразие стен оживлялось рядами окон и линией балконов. На первом этаже располагались лавки. Особняк был повернут к улице спиной, в инсуле каждый этаж смотрел окнами на улицу или во внутренний двор. Главное, чтобы было светло.
Воды в инсуле было мало. Она поступала на первый этаж к хозяину. Жильцы либо покупали воду у водоноса, либо носили из колодцев.
Сторожевых овчарок привозили из Греции: они использовались для охраны домов. Ювенал писал: «Хорошо, если выплеснут лоханку, а то летит и битая посуда». Римляне держали в домах и «нерабочих» собак болонок за их сообразительность. Жильцы пользовались общественными уборными, устроенными на улице. Уборные обычно размещали во внутреннем дворике. Более богатые инсулы имели удобства.
Отдельная квартира в инсулах называлась ценакул. Самые бедные жили, как правило, на верхних деревянных этажах. Там нельзя было разогнуться, комнаты были тесными, часто подвергались пожарам из-за обогрева жаровнями и обвалам. При частых пожарах тушить их было нечем, хотя и были пожарные — вигилы. По словам римских поэтов, бедняками были те, кто «поднимался на двести ступеней».
В квартире было особенно неуютно в холод и ненастье: либо холодно, либо темно. Окна не имели стекол, чаще деревянные ставни с решетками. В инсулах даже средних слоев было неуютно. От дождя и мороза окна не защищали, так как не было стекол. В рамы вставляли слюду или деревянные ставни с прорезями. Дрова стоили очень дорого, особенно те, которые не давали дыма, когда горели.
Владельцы инсул могли выселить жильцов в любой момент. Вещи жильцов были у них в залоге. Хозяин мог «блокировать» жильца через отдельную лестницу. В случае неуплаты за жилье хозяин инсулы мог убрать приставную лестницу, и жилец оказывался отрезанным от внешнего мира. Мог он забрать и имущество — мебель неплательщика (а это были всего лишь кровать, сундук и ковер, в лучшем случае — стол, лампа, утварь, жаровня). 1 июня обычно обитатели инсул меняли квартиру. Рим становился похожим на кишащий муравейник из переезжающих обитателей.
ОТ ПОЛА ДО ПОТОЛКА
Пол в древний и республиканский период делали из цемента или глины, ее смешивали с маленькими кусочками кирпича, черепицы, камушками, раковинами. Он утрамбовывался и выравнивался насколько возможно. Впоследствии к глине стали добавлять куски кирпича. Еще позднее появились кирпичные и мраморные плитки четырех-, трех- и шестиугольной формы. Из плиток составляли узоры, особо ценили пол, составленный из плиток двух цветов на белом фоне (черных и красных). Полы делали и другим способом. Клали на землю слой измельченных керамических черепков, затем слой прессованного угля, сверху слой извести вперемешку с морским песком и пеплом толщиной до 15 см. Все это тщательно сглаживалось и напоминало черный камень.
Мрамор для полов использовали только богачи. Август говорил о том, что «принял Рим кирпичным, а оставляет его мраморным». Из мрамора делали не только полы, но и стены, причем не только в ванных, но и везде. Наличники и пороги были облицованы мрамором. Широко распространены были мозаичные полы или облицовка бассейнов. На небольшие участки поверхности сначала наносилась влажная штукатурка, а в нее вдавливались отдельные камешки. Применяли мрамор в сочетании со стеклом и даже дорогими камнями. Мозаику вставляли в мастику. Для полов использовалась также терракота, мозаика и мрамор. Практиковали комбинации материалов.
На мозаиках изображали божества, птиц, животных, маски, портреты. В середине помещали изображения для специального разглядывания: они назывались эмблема. Сначала в моде были черно-белые композиции с геометрическим орнаментом. Затем стали делать цветными с самоцветными камнями.
Потолок состоял из квадратных углублений — кассетонов, которые стали украшать резьбой и инкрустацией (особенно в период империи). Они представляли собой ряд перекрещивающихся под прямым углом балок, между которыми образовывались четырехугольные углубления, напоминающие опрокинутые ящики. Дно углублений казалось выше, чем было на самом деле вследствие яркой раскраски. Своды покрывали толченым кирпичом, песчаником и мрамором. Потолки даже стали делать раздвижными.
В ранний период оштукатуренные стены просто белили известью. Только под конец республики стены начали выкладывать мраморными плитами и украшать живописью. Последняя заменяла римлянам побелку и обои. Использовали четыре цвета: белый, красный, желтый и черный. Позже к ним прибавился зеленый, пурпуровый и синий.
Самый распространенный вид живописи — фреска по свежей штукатурке. Стены домов в атриумах, таблиниумах, перистилях расписывали фресками. В краски добавляли воск и после нанесения стену полировали. Фрески покрывали всю поверхность стены.
Другой способ — темпера, когда сухую стену окрашивали красками, смешанными с липкой массой. Третий способ — энкаустика, когда краски смешивали с клеем и воском и разводили каким-либо жидким маслом. Такие краски вплавляли в стену горячим железом.
Стены с росписью делили на три полосы — на цокольную часть, основные поля и антаблемент, из которого выполнялся часто лишь карниз. Нижняя полоса — темная, верхняя — светлая. Средняя представляла собой большие поля разных цветов. Эти поля в средней части служили фоном для живописи. Основные поля делились на участки, разграниченные колонками. Полосы настенной росписи отделяли друг от друга арабесками.
Мотивы живописи были разными: архитектура, драматические сцены, пейзажи, исторические сюжеты, подвиги богов и героев, жанровые стены из домашней из Помпеи жизни. Особой популярностью пользовались сельские пейзажи, изображения животных и декоративные натюрморты с различными плодами и цветами, а также сцены из мифологии, сюжеты домашней жизни. Комната казалась больше и шире, если рисовали архитектурные композиции. Стены часто украшали портретами хозяев дома.
Античные росписи были четырех типов, которые сменяли друг друга.
Ранний стиль — инкрустационный, сочетал рельефное штукатурное изображение ордерных элементов (цоколь, фриз, пилястра) с иллюзорным изображением на стене мраморных облицовочных плит. Этот стиль росписей был основан на подражании средствами живописи мраморной облицовке из красноватых желтоватых, зеленоватых и белых блоков.
Второй стиль — перспективный. Смысл его — иллюзорными средствами создавать систему членения стен, причем основные поля заполняли большими картинами с изображением портиков, монументов, храмов, пейзажных видов. Он зрительно расширял пространство. Трехчастное членение стены (цоколь, пилястры и фриз) изображалось красками. Среднее поле за пилястрами занимали виды храмов, экседр, домов, фигур в пейзаже. Использовалась терракотовокрасная гамма.
Третий стиль — канделяберный строился на принципе подчеркивания поверхности стены, но с декорацией в виде тонко нарисованного орнамента с изображением колонн, напоминающих канделябры, гирлянды, трельяжи. В центре отдельных участков стен помещали небольшие панно с мифологическими сюжетами.
Этот стиль изобразительно подчеркивал плоскость стены. Ее средняя зона покрывалась черным, красным или желтым цветом и трактовалась как ковер, обрамленный орнаментальной каймой. В центре ковра помещали живописное панно с миниатюрными фигурами.
Четвертый стиль — то же, что и второй стиль, но сюжеты с изображениями архитектуры, птиц и растений. Четвертый стиль назывался перспективно-орнаментальный и использовал сложные живописные композиции и различные перспективы. Мозаика использовалась не только для полов, но и для стен. Эти мозаики отличались по всем параметрам. Появились мозаики из стекла в сочетании с золотом для декора. Использовали римляне также витые стеклянные стержни желтого, белого или синего цветов, стеклянные диски, обломки сосудов, слюду и прочие материалы, пемзу, витые раковины. Настенные мозаики украшали наиболее видимые части стены: это было весьма престижно.
Внутренние покои делали без дверей. Помещения разделяли портьерами, позже колоннами. Колонны дали возможность увеличивать размеры помещений, раньше это определялось длиной балок потолка, и, кроме того, различным размещением колонн залы делали более красивыми. В отделке римского дома использовали ордерные колоннады разной высоты: в атриуме более высокие колонны подчеркивали торжественность, небольшие колонны перистиля удлиняли глубину дома.