Мебель эпохи классицизма

Для этого периода характерны три типа мебели. Первый тип мебели — с резьбой, окраской и золочением.

Обивка делалась в тон окраски деревянных частей. В мебели второго типа применяли наборное дерево. В третьем типе сочетали красное дерево с металлом.

Мебель имела прямолинейные, строго уравновешенные предметы с умеренной, сдержанной, но изящной отделкой. Мебель носила официальный парадный характер и была украшена ценными материалами. Ей были приданы строгость пропорций и уравновешенность членений, спокойные очертания: в предметах явно подчеркивались вертикальные и горизонтальные линии, в соединениях частей предпочитали прямой угол, места столярных вязок не маскировали накладными украшениями, а выявляли со всей конструктивной четкостью. Ножки мебели делали вертикальные. Все украшения были симметричные, с ритмически повторяющимся орнаментом.

Рельеф резьбы стал невысоким, с мягко заоваленными краями к фону. Рельефная резьба заполняла царги, спинки и подлокотники мебели для сидения, места соединений столярных деталей. Подстолья украшали ажурной резьбой. Такая же была на спинках диванов и кресел, в украшениях верхней части зеркал и каминных экранов. Рельефная резьба выполнялась на ножках и проножках мебели.

Мебель окрашивали по левкасу масляной краской в белый, светло-розовый, светло-голубой, светло-зеленый и другие цвета, дополняли легкой позолотой. Иногда мебель красили темно-зеленой краской с частичной бронзировкой, что создавало впечатление сочетания золоченой и патинированной бронзы. Резьбе отдавали предпочтение перед окраской. Отдельные предметы мебели могли окрасить в близкие по тону цвета или делать при окрашивании более глубоким тоном углубления и выступы, подбирали под обивочные ткани — атлас, бархат, штоф, гобелен, лен. Применяли также роспись по дереву — темперной и масляными красками.

В качестве украшений использовали золоченые и серебряные орнаменты, накладные детали, вставки из бронзы, камня, фарфора и перламутра. Края столов, бюро и секретеров декорировали невысокими ажурными решеточками из латуни. Основные мотивы — гирлянды, ленты и банты с волнистыми извивами концов. В качестве орнамента применяли спиральную линию и вертикальные желобки — каннелюры. Орнамент набора — геометрический, сетчатый или звездчатый, а также орнамент, изображающий вазы или гирлянды и цветы, иногда изображения архитектурного пейзажа.

Материалом служила береза, которая украшалась художественной резьбой и окраской. Использовали красное дерево — от темно-пурпурного до желтоваторозового. Из него делали изящные, прямолинейные секретеры, шкафы, комоды и столы. Мебель делали не столько из красного дерева, сколько из простого. Окрашивали то в светлые (до белого), то в темные (коричневый, черный) тона, нежно расписывали гирляндами, цветами и вазами. Применялась кость, металл для набора, выжигание. В Туле изготавливали металлическую мебель. Особенно популярны были туалетные столы с овальным зеркалом. Металл позволял достичь утонченности форм, недоступной дереву. Стройность и легкость тонких ножек и рамок создавали впечатление воздушности. Особенно эффектны были нити жемчужинка на граненой стали, прочеканенные розетки и гирлянды, применение золотой насечки.


Мебель раннего классицизма была привозной. В эпоху царствования Екатерины 11 ножки стульев и угловые стойки спинок заменяли античные колчаны и пучки стрел, обвитые ленточками. Верх спинок был в виде венка с отходящими от него гирляндами, также перевитыми лентами. Формы предметов приобретали линейность и четкость очертаний. Деревянные части покрывали краской нежных забеленных тонов, слегка дополненных позолотой. Также выбирали и гамму тканей. На рубеже XVIII—XIX вв. большое внимание стали уделять гладким спокойным поверхностям, где главную роль стали играть текстура древесины и полированное дерево. Основным направлением в отделке стала полированная мебель, главным образом — красного дерева.

В эпоху Павла I предметы мебели стали крупнее и массивнее. У них были простые прямолинейные формы, плавные изгибы, гладкие поверхности и колонны, сужающиеся книзу точеные прямые или слегка изогнутые ножки. В спинках делали изображения ромбов и многоугольников. Декором служили античные венки, дикторские связки, шлемы, щиты, копья, маски, лебеди, сфинксы, грифоны. Полировка выявляла красоту древесины. В мебели были характерны прокладки черного мореного дуба на фоне волнистой или карельской березы, ясеня и других древесных пород светлых тонов. Использовалось красное дерево и карельская береза. Последняя получила распространение именно в эту эпоху. Она давала различные оттенки желтого цвета, имела переливчатую текстуру с пятнами и мелкими коричневыми извилинами, отличалась благородством. Карельская береза придавала обстановке больше уюта и мягкости.

В Санкт-Петербурге мебель делали мастерские Гамбса и Тура, в Москве — Пика, Гроссе и Битнера.

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Кресла и стулья были прямолинейные и простые, орнамент спинок — вазы, щитки, готические переплеты. В мебели для сидения спинки изготавливали фигурными, глухими, прямоугольной формы, решетчатыми и бочкообразными. Применялось вкладное сидение. С начала XIX в. стала известна кушетка (от французского coucher — спать). Во второй половине XVIII в. в России появилась оттоманка (от турецкого «отман» — имени родоначальника правителей Османской империи). Канапе известны в России с 1764 г. Их делали со спинкой, поручнем и приподнятым изголовьем.

Бюро, письменные столы, шкафы делали из красного детэева или карельской березы. Для отделки корпусной мебели широко применялась техника маркетри, интарсия, тонкие пластины металла и кости. В наборе были композиции из ваз, цветных гирлянд, а также грельяжных построений. Исполнялись бюро с цилиндрической крышкой. Бюро представляло собой письменный стол с настольными ящиками и множеством отделений для хранения бумаг и мелких ценных вещей. Походные бюро — конторки небольшого размера, напоминали сундучок с покатой крышкой. Бюро отличалось красивыми очертаниями форм. Конторка — высокий столик с наклонной плоскостью в виде пюпитра.

Сервантом во второй половине XVIII в. называли низкий ящик с цилиндрическими ячейками. Потом сервант превратили в консольный столик с выдвижными ящиками.

Ширмы использовали как подвижные перегородки, состоящие из нескольких одинаковых створок. Каждая створка имела декоративную филенку или узорную ткань. В нижней части створок делали ножки, снабженные колесиками. Существовали банкетки, козетки, кровати, шкафы для хранения книг и декоративного фарфора, шифоньеры с двумя створками и выдвижными ящиками в нижней части.

Камины называли камельками. Возле камина, для защиты от его жара, ставилась рама на ножках, обтянутая плотной, расшитой тканью — экран. Схож с экраном транспарант — картина из ткани без жарозащитных функций. Он сзади освещался.

В помещениях, где было большое движение воздуха — вестибюлях, проходных галереях, около каминов, часто использовали фонари. В конце XVIII в. они имели форму колокола. Стеклянный колокол предохранял пламя свечей от сквозняков. Свечи гасили гасильником — колпачком на ручке, накрывающим фитиль. Новшеством начала XIX в. стали резервуары с горелками. В них начали заливать горючее масло, освещение стало ярче, а расход сальных свечей заметно сократился.

Жирандоль — от французского слова, обозначающего сноп искр, ракет. Название соответствовало и светильнику, и эффекту, который они производили с зажженными свечами. Жирандоли классицизма были рассчитаны на круговой обзор. Их ставили в парадных залах на специальных постаментах — геридонах между колоннами, на подзеркальных консолях, учитывая отражение в зеркале как самого Сервант. 1788 г. предмета, так и усиление светового эффекта. Жирандоли ставили на стол во время парадных обедов. В стержнях жирандолей использовали как цветное стекло, так и прозрачное, в виде граненых балясин и пирамид в обрамлении декора из нитей и гирлянд страз.

Важную роль играли бра, канделябры, подсвечники. Ценили бра и канделябры из золоченой в сочетании с патинированной бронзой, изготовлявшейся во Франции. Из дерева делали золоченые торшеры, канделябры. Торшеры ставили на пол. Бра эпохи классицизма — ствол, часто в виде стилизованного вазона на ленте, завязанного наверху в бант. Кронштейн делали в виде побегов со свечниками на конце. Бра делали золочеными, с головками грифонов, с зеркальными вставками-отражателями.

Большую часть осветительных приборов делали из бронзы. Чаще всего светильники выполняли в виде фигурок крылатых богинь. На шаровидных основаниях были шаловливые амурчики и строгие египтянки. В эпоху классицизма в моду вошла патина — налет на старинной бронзе зеленоватого цвета. Излюбленная не находящегося на треножнике вазона крепили кронштейны со свечниками. Орнамент — листья аканта, виноградные грозди, гирлянды из плюща и хмеля, головки петухов, орлов, звериные копыта. На перевернутой крышке античной вазы размещали светильники, и она становилась канделябром.

Люстры вешали низко, так как свет от свечей был слишком слаб, и высота подвески определялись ростом человека. Большее внимание уделяли люстрам, чем живописи на потолке. Для люстр использовались форма конуса, хрустальные мел- Жирандоль кие стразы. Стержень делали из цветного стекла и обода золоченой бронзы, к ко- классицизма торым крепятся кронштейны со свечниками. Хрустальный убор из мелких страз, собэанных в виде гирлянд, бахромы,

«дождя», был легок и подвижен. Он украшал люстру и отражал, преломлял свет и тем самым способствовал лучшему освещению залов. В период строгого классицизма очертания люстр имели форму конуса. К ободьям подвешивали гирлянды хрустальных страз. Стержень из цветного стекла варьировал форму античных балясин. Также применяли люстры типа цилиндрических или призматических фонарей.

В конце XVIII в. был распространен тип люстр, который получил название по форме нижней части — «корзиночки»

Стеклянный поддон (тарелка) был скрыт нитями из граненых хрустальных страз, образующих подобие корзины. Стержень люстры должен был быть разных оттенков в зависимости от колорита интерьера. Завершение — коронообразное из тонко проработанных листьев золоченой бронзы с отогнутыми вниз краями.

Фарфор классицизма был отмечен сочными тонами — синим, зеленым и широким использованием позолоты в конце XVIII в. Декор: растительные мотивы, пейзажная и сюжетная живопись, аллегории. В конце XVIII в. вошла в моду педальная арфа, ставшая домашним музыкальным инструментом. На ней играли соло и аккомпанировали пению. На росписях, чеканке и вышивке классицизма часто изображали музыкальные инструменты и играющих на них амуров.