Градостроительство эпохи барокко

Париж.Гравюра Шастийона. Начало XVII века

В основе городской планировки эпохи барокко лежала ренессансная концепция города, подчиненного принципам вселенского порядка и гармонии. Отношениям между улицами, площадями и зданиями придавался оттенок драматизма, и вследствие этого обычный прямоугольный план с параллельными линиями улиц не всегда оказывался подходящим.

Градостроительство включало в себя как восстановление и расширение города, так и новое строительство. Одно из важнейших мероприятий подобного рода было осуществлено папой Сикстом V, который в 1595 году заказал Доменико Фонтана составить проект перепланировки Рима. Чтобы сделать доступными для крупномасштабных работ древние части города, были проложены и, по возможности, соединены друг с другом улицы, ведущие от городских окраин к центру. Каждая улица заканчивалась зданием или группой зданий и большой площадью. Эти элементы городской застройки стали своеобразными «ключевыми точками». От них открывался вид на различные районы города, которые, постепенно развертываясь и сливаясь друг с другом, образовывали вдалеке однородное целое.

Проблема широкой экспансии города в общегосударственном масштабе проявилась и в крупном древнеримском и ломбардском политическом центре Турине. Филиппо Юварра получил в 1714 году заказ от короля Витторио Амедео составить план развития города на основе старой схемы, представлявшей собой сеть пересекающихся под прямым углом улиц. Расширение города велось согласно плану и шло по направлению от средневекового центра вовне, вследствие чего очертания плана — из- за звездообразного силуэта фортификационных сооружений — приобрели миндалевидную форму.

В то время как Рим и Турин расширялись главным образом в связи с государственными программами, в других городах стимулом для осуществления новых градостроительных проектов были войны. Крепость Ной-Брайзах (Неф-Бризаш) на Рейне демонстрирует один из путей слияния городского планирования и гражданского строительства. Она была заложена в 1697 году взамен старого Брайзаха — военного плацдарма, потерянного Францией по условиям Рейсвикского мирного договора (справа в центре). Французский военный архитектор Себастьян Ле Престр, маркиз де Вобан (1633-1707), самый знаменитый строитель крепостей всех времен, разработал проект ее размещения в соответствии с самыми последними достижениями военной инженерной мысли своей эпохи: имеющая в плане форму звезды система укреплений, состоявшая из тройного кольца стен с бастионами, окружала ядро города с сетью улиц и открытым пространством квадратной площади в центре.

В ходе войн за наследство палатината (1688-1697), Испанское наследство (1701-1714), Турецких войн (1663-1739) в Южной Германии были обращены в прах многие деревни, города, замки, монастыри. Подобно Нойес Шлосс (Новому Дворцу) в Баден-Бадене, Карлсбург в Дурлахе был в 1689 году почти полностью разрушен французами. Карлу Вильгельму, получившему в 1709 году в возрасте тридцати лет титул маркграфа, показалось бессмысленным тратить средства на восстановление своего города.

Он мечтал о рейнских равнинах и возведении великолепного дворца в Хардтвальде, а 17 июня 1715 года, через год после окончания войны за Испанское наследство, заложил первый камень в основание восьмигранной башни, от которой веерообразно, подобно лучам солнца, должен был развиваться город. Как говорил сам правитель, новый центр должен был стать для него «грядущим отдохновением и наслаждением души». Карлc-Руэ («Отдых Карла») получил статус столицы только через два года. В 1722 и 1724 годах городу были дарованы другие привилегии. Поселенцы со всей Германии приезжали в Карлсруэ.

Строительство королевского дворца было часто связано с градостроительными замыслами. Когда возводилась королевская резиденция в Людвигсбурге, одновременно велись работы по расширению города. Первый проект был выполнен в 1709 году Иоганном Фридрихом Нетте. Герцог желал привлечь туда новых жителей, чтобы «насадить все виды торговли, производства и искусств в дополнение к ремеслам», и пообещал бесплатно предоставить им участки земли и строительные материалы, а также даровать освобождение от налогов на пятнадцать лет. Проект города, созданный Фризони в 1715 году, предусматривал наличие просторной рыночной площади, окруженной аркадами. Архитектор четко выделил главные и боковые улицы и уделил внимание тому, чтобы каждое здание было наделено обширным участком земли.

Версальская резиденция служила главным прообразом дворцов всех европейских монархов. Гармония дворца, города и парка и их связь с простирающимся вдаль пейзажем были взяты за образец устройства среды, которое могло быть соответствующим образом воспроизведено всяким честолюбивым правителем. Дворец с широко распростертыми крыльями был расположен так, что одновременно разделял и охватывал два пространства: города и сада. От дворца — самой высокой точки в городе — радиально, как лучи звезды, расходились дороги, улицы и аллеи.

Здесь, наконец, должен быть упомянут и другой тип города, ассоциировавшийся в то время с гуманистическим пониманием градостроительства: идеальный город. В эпоху Ренессанса в Италии было реализовано то, что можно назвать идеальными схемами жилищного строительства: Пальманова близ Удины, папский город Пьенца и Саббьонета. Брошюры с изложением подобных идеальных теорий обошли весь мир, дойдя даже до Нового Света и положив начало разнообразнейшим экспериментам.

Пальманова близ Удины
Пальманова близ Удины
Саббьонета

Эти проекты открыли новые пути и для организации новых городов Северной Германии: в 1621 году герцог Фридрих III Готторфский пожелал дать приют беженцам из Нидерландов и одновременно основать торговый центр. Так в земле Шлезвиг-Гольштейн, между реками Тренне и Айдер, был основан город Фридрихсштадт. Пересекаемый тремя полосами каналов, план города состоял из прямоугольных участков. Это была так называемая рационалистическая структура, характерная для городов, которые строились специально для переселенцев, спасавшихся от преследований церкви.

Как можно видеть на плане Рима, закладка площадей имела решающее значение для городского планирования. Если в эпоху позднего Возрождения и раннего барокко предпочтение отдавалось планам с радиально расходящимися линиями улиц или закрытыми со всех сторон площадями, подобными римской пьяцца дель Пополо или Королевской площади в Париже, то в градостроительных проектах зрелого барокко преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких площадей. Между 1752 и 1755 годами архитектор Эре де Корни создал в Нанси ансамбль из трех площадей, чтобы связать старый город с новым.

В XVIII столетии южно-английский город Бат приобрел огромную популярность после посещения тамошних лечебных вод Карлом II. После ряда усовершенствований, произведенных в старом городе, было намечено придать правильные очертания прилегающим к нему районам и составить новый план. Вокруг основных артерий возникли три главных комплекса: Гей стрит, Серкус и Ройял Кресент. Впоследствии на юге появилась площадь Королевы. Архитекторы Джон Вуд Старший и Джон Вуд Младший работали над своим проектом почти полстолетия (1725-1774) и добились выдающихся результатов. К западу от города они разместили круглый в плане жилой комплекс Серкус (1754) и связали его с проложенным позднее полукруглым Ройял Кресент (1767—1775). Поставленные вдоль него тридцать домов-ячеек образуют единый фасад, открывающийся к югу, к паркам и лужайкам.

южно-английский город Бат

Эти геометрически выверенные планы сохраняли ощущение связи с пейзажем. Ройял Кресент был расположен на высоком участке земли с видом на долину Эйвон. Расположенный ниже нового комплекса парк спускался к нижней части города. Предполагалось, что архитектор обладал также схожим опытом разбивки садов, поскольку каждый дом на полукруглой улице дополнялся обширным участком земли сзади.

Такая связь городской планировки с окружающей природой была уникальной и отражала сознательную попытку адаптации к требованиям средних слоев общества. Отсутствие доминирующих структур и появление домов представителей среднего класса в контексте нерегулярной городской застройки больше отвечало общечеловеческим потребностям,чем прихотям монарха эпохи барокко.