Кульминацией развития средневекового театра, имевшего уже мало общего с римским, был Елизаветинский театр в Англии. Средневековый театр представлял собой площадку, открытую с трех сторон. Представление происходило в церквах, где разыгрывались мистерии, или же на паперти соборов, а иногда на ярмарочной площади.
Позднее бродячие труппы возили с собой разборные площадки, которые устанавливались на площадях или в харчевнях, где и происходили представления. От этих примитивных театров ведут происхождение и елизаветинские театры. Первый из них, открытый Джемсом Бербеджом в 1576 г., назывался просто «Театр», самым же знаменитым по своей связи с Шекспиром был «Большой Глобус», выстроенный в 1599 г.
Типичный Елизаветинский театр представлял собой открытый двор круглой многоугольной формы с восемью или шестнадцатью сторонами, окруженный тремя ярусами галерей, с крытой площадкой, выдвинутой во двор с одной стороны. Действие происходило главным образом на этой площадке, к которой примыкала сзади дополнительная сцена, использовавшаяся в случае надобности.
Зрители толпились во дворе, окружая площадку с трех сторон, а «чистая публика» занимала галереи. Таким образом, связь зрителей с актерами была примерно такой же тесной, как в греческом театре.
Бернад Майлз в своей книге «Английский театр» пишет об Елизаветинской сцене, что она «позволяла актерам двигаться быстро, устанавливала теснейшую связь между актерами и зрителями и давала возможность словам действовать непосредственно, проявляя всю свою магию без напряжения, обычного в наших реалистических постановках.
Она была в высшей степени пригодной для поэтической драматургии, которая на ней разыгрывалась, и которую нельзя понять и изучить без знакомства со сценой того времени. И тот день, когда от нее отказались окончательно, был весьма печальным днем для театра».
Современный театр родился в Италии в XVI в. Театр Олимпико в Виченце, выстроенный по проекту Палладию в 1580 г., был устроен по римскому образцу, но находится уже весь под крышей. Зрительный зал и орхестра имеют там овальную форму. Постоянная декорация на сцене имеет вид трех расходящихся улиц: большой улицы, идущей прямо, и двух боковых; в перспективе улиц изображены трехэтажные дома.
Следующим шагом в развитии современного театра был театр Фарнезе в Парме, законченный по проекту архитектора Алеотти в 1619 г. Именно он считается прототипом традиционного театра нового времени. Отличие от театра в Виченце сводилось к тому, что портал сцены был расширен и вынесен вперед. Действие, таким образом, происходило уже за порталом, и театр с тех пор в основном таким и остался.