Московская усадьба становилась все более регулярной и парадной. В 1775 г. утвердили новый генеральный план Москвы, что стимулировало жилую застройку. Существовало два типа композиции городской усадьбы.
Первый тип: основной жилой дом и флигели были расположены по красной линии улицы, образуя трехчастную систему, формирующую фронт застройки. В Москве чаще практиковали вынос строений на красную линию (не сплошного фасада), интимность рядовой застройки с небольшими особняками, зеленью садов, кривизной переулков.
Второй тип — жилая усадьба с открытым парадным двором — курдонером, охваченным крыльями дома или флигелями. Главный дом встал на центральное место, справа и слева находились живописно разбросанные флигели, курдонер — парадный двор, а позади построек — фруктовый сад и огород превращались в небольшой парк. Сам же главный дом стал более пышным.
С улицы дом часто имел одноэтажный вид, а со стороны двора оказывалось, что этажей два. За такой дом хозяин платил налог гораздо меньше, чем за двухэтажный. На втором этаже и с боковых фасадов находились низкие комнаты, где хозяева пребывали в уединении. Снаружи московский дом казался каменным, даже если был деревянным: для этого его покрывали штукатуркой, имитировали каменную кладку, строили колонны. Страсть к колоннам владела московским дворянством столетия. Особняк с колоннами, окруженный службами, стал архитектурным «героем» Москвы,
Дом был связан и с улицей, и со своим дворовым участком. Иногда корпус дома отделяли от улицы парадным двором, а сам дом располагался «покоем»; иногда он выходил непосредственно на линию улицы всем своим фасадным фронтом, в других случаях дом разрастался до размеров загородной усадьбы и обладал равноценными уличным и парковым фасадами. Имела место и схема «наугольного дома», выходящего на две улицы и образующего угол между ними.
Монументальный портик теперь не был связан с парадными комнатами. Они выходили на солнечную сторону во двор, за которым располагался саде прудом. В архитектурном облике богатых жилых домов ордерный портик с колоннами, реже — пилястрами становился обязательным атрибутом. Портики означали полный поворот к античности и являлись символом привилегированного положения владельцев. Излюбленным мотивом тогда была рустовка нижнего этажа и круглые, прямоугольные или ромбовидные ниши — впадины, расположенные над окнами или между ними, нередко заполненные рельефами.
По фасаду ставили на улицу ограду. Чугунные ограды — приметный и характерный компонент среды классицистического города. Чугунная лестница появилась в особняке Г. А. Демидова в 1750 году. Из чугуна делали полы, капители и базы колонн, вазы, отливали детали скульптурного убранства.
Дом Пашкова — типичная постройка классицизма, это городская усадьба, включающая главный дом, флигели, парадный двор, сад, службы. Величественный трехчастный фасад увенчал бровку холма, склон которого был превращен в сад пейзажного типа. Дом представлял собой трехчастную дворцовую композицию. Главный объем и флигели были расположены строго по красной линии улицы, а парадный подъезд устроен с противоположной стороны. Главный объем был обработан с четырех сторон пилястрами ордера, отличался целостностью и ясностью своих форм. Центрическая композиция дома имела круглые, квадратные и прямоугольные в плане части, которые завершались обычно куполом или бельведером — круглой надстройкой над домом. В центрической композиции стремились найти идеальную гармонию, воскресить дух античности и классики.
Нижний этаж с длинным рядом арок, объединявшим главный корпус и флигели, служил пьедесталом двум верхним этажам самого дворца с пышной коринфской колоннадой и башенкой бельведера, напоминающей круглые античные ротонды. Портики флигелей с треугольными фронтонами также превращали эти части здания в некое подобие римских храмов. К Кремлю раскрывались окна покоев. На крышах были устроены видовые площадки и бельведер, куда выходили из залов во время празднеств. Главный дом был соединен с боковыми флигелями одноэтажными арочными переходами. Архитектор слегка изменил метрику аркады первого этажа; прикрыл аркаду ионическим портиком во флигеле и превратил ее же в основание нарядного коринфского портика — в центре. Основание сделал на два пролета шире портика и заменил колонны вазами.
Дом заслонил большой усадебный двор, воронкообразно суживающийся к воротам, ориентирующимся на улицу позади усадьбы. Главный корпус жилого дома имел три этажа с бельведером. В архитектуре дома Баженов выступил блестящим интерпретатором французского классицизма. Внутри были остроумно соединены два типа планировки. Главный корпус охватывал собой с трех сторон ядро парадной лестницы, а с внешней стороны к нему примыкала захватившая весь уличный фасад, включая флигели, анфилада залов первого этажа, обращенных в сад.