Императрица Елизавета Петровна любила огромные пышные дворцы. При ней были построены Летний и Аничков дворцы, деревянный Зимний дом на Невском проспекте и каменный Зимний дворец в Петербурге. Под Петербургом появились роскошные дворцы в Царском Селе и в Петергофе.
Зимний дворец был построен в 17541762 г. Ф. Б. Растрелли. Четыре громадных куба соединили широкими крытыми галереями.
Почти четыреста колонн украшали фасады дворца. Крышу венчали почти 90 скульптур и свыше 40 ваз. Во дворце было 1945 окон, более 1000 помещений, 1886 дверей и 117 лестниц.
Дворец был решен как сугубо городское сооружение и имел замкнутый объем с внутренним двором и свободными фасадами. Корпуса дворца составляли замкнутое каре с большим крестообразным парадным двором, имеющим въезд лишь с юга. В четырех угловых ризалитах находились главные помещения: парадная лестница на северо-востоке, тронный зал на северо-западе, церковь на юго-востоке и театр на юго-западе.
Зимний дворец составлял множество блоков по периметру обширного парадного двора. И без того высокое здание дворца зрительно увеличивали колонны, балюстрада с декоративными каменными скульптурами и вазами.
По сути Зимний был «городом в городе». Парадная зона дворца — две цепочки залов — вдоль Невы и в центре дворцового комплекса; жилая зона — апартаменты в западной и южной частях дворца; театр, сады, хозяйственные помещения — кухни, кладовые, прачечные, конюшни, манеж, каретные — были разбросаны по всему дворцу. Апартаменты находились, в основном в западной части дворца. В юго-восточной части располагалась церковь. Пышные парадные залы выходили окнами на север, к Неве, а жилые комнаты — на юг и восток. Третий этаж предназначался для квартир придворных. Кухни, караул и хозяйственные помещения помещались на первом этаже.
Слово «эрмитаж» означало по-французски «жилище отшельника». Малым Эрмитажем называли Северный и Южный павильоны и Висячий сад. Там проводили время в узком кругу. Висячий сад — место прогулок. Сюда выносили кадки с цветами и деревьями. Земля была насыпана в свинцовые корыта, которые не протекали. Все здания Эрмитажа были соединены висячими переходами.
В Петергофе Растрелли построил трехэтажный дворец. Боковые корпуса представляли компактные и стройные павильоны, особенно нарядные благодаря своим высоким сверкающим кровлям. Они идеально завершали растянутый силуэт здания. Эти части были особенно декоративны в отличие от средней. Четырехгранные купола были украшены золочеными гирляндами из пальмовых листьев и рокайльных завитков. Из них вырастали луковичные главки. В плавном изгибе свинцовой кровли главного дома и в гранях куполов можно заметить некоторую схожесть с балтийской волной.
Царскосельский дворец является одной из самых пышных и величественных резиденций в Европе. Он стал примером для строительства резиденций русских вельмож. Екатерининский дворец — пышное трехэтажное здание, оно является обрамлением замкнутого парадного двора. Дворец в Царском селе протянулся на 740 м. С севера его ограничивал павильон церкви, увенчанной пятью золотыми куполами, а с юга — павильон парадной лестницы с одним куполом.
Вытянутое на десятки метров здание включало в себя анфиладу торжественных залов и парадных помещений. Строение казалось вылепленным из воска. Движение фасада начиналось от церкви, которая соединялась галереей с флигелем, затем следующая галерея соединяла флигель с основным зданием дворца. Центральная часть флигеля и крайние корпуса выступали вперед. Крыши как бы разделяли части дворца. Вместе с тем они были объединены единым ритмом белых колонн и лепниной оконных наличников.
Фасадные композиции обогащали ордерными карнизами и тягами, наличниками окон и скульптурой. Чуть выступали вперед ризалиты, отступили несколько «Подобно Версалю, Царскосельский дворец возник из беспритязательного загородного дома, служившего главным образом охотничьим павильоном, превратился затем в изящную дачу, предназначенную для небольших летних праздников и прогулок, и лишь мало-помалу развился до настоящего дворца, до резиденции, вмещавшей весь блестящий двор роскошнейшей из эпох.
При дворцах делали сады с аллеями, подстриженной древесной растительностью, цветниками в сочетании с «мертвыми» материалами — песком, кирпичным или каменным щебнем различных оттенков, декоративные парковые павильоны и фонтаны. Обширный регулярный парк делили на две части: восточную, где располагали старый сад и западную сторону парадного двора с Новым садом. Регулярный характер парков подчеркивался сооружением павильонов, гротов, мостов, фигурной подстрижкой деревьев, геометрически правильным рисунком боскетов, газонов, площадок и водных пространств. Геометрический рисунок аллей, дорожек, боскетов и водоемов подчеркивал строгую композицию ансамбля. Зданию придавали специфически загородный, открытый к природе характер.