Архитектура и конструкции XVII — начала XIX вв. в Западной Европе.

Цветовая среда города

В этот период времени европейский феодализм проходит последнюю стадию своего существования в связи с развитием новых, капиталистических отношений. В истории этот процесс отмечен национальными буржуазными революциями: нидерландской 1566 г., английской 1642 г. и французской 1789 г.

В архитектуре в странах Западной Европы вне Италии отмечается смена трех основных стилей: стиль ренессанс, барокко и классицизма.

До середины XVIII в. среди них не было ни архитектора, ни строителя мостов. Но во время второй половины XVIII в. во Франции складывается профессия инженера-строителя, имевшего научно-теоретическую подготовку. Возникла потребность в кратком изложении материалов и результатов исследований, инструкциях, содержащих правила строительства, размеры конструктивных элементов. Одной из таких работ была «Инженерная наука» Белидора 1729 г. Со второй половины XVIII в. исследование теоретических вопросов еще теснее связывается с практикой. Вопросами теоретической и строительной механики стали заниматься инженеры. К таким деятелям относятся: Перроне — инженер-путеец, строитель многих каменных мостов и теоретик мостостроения; Готе — известен строительством мостов и трудом о мостостроении; Ронделе — инженер, написавший работу «Памятная записка по истории возведения купола Пантеона» и трактат «Искусство строительства», в котором рассмотрены разные вопросы строительства, статика сооружений, архитектурное проектирование и др.

В период барокко строительные конструкции часто усложнялись в соответствии с архитектурным образом, и это иногда приводило к новым конструктивным решениям. Например, смелое решение купола в церкви Сан-Лоренцо (архитектор Г. Гварини, 1668—1687 гг.). Здесь арки купола, направленные по пересекающимся хордам, создают легкую ажурную конструкцию, через которую в интерьер проникает свет.

В этот период времени были созданы купола из трех оболочек. Впервые эта идея возникла в проекте собора св. Петра в Риме Микеланджело, но его преемники не решились ее осуществить. Она была воплощена в жизнь при строительстве собора св. Павла в Лондоне по проекту Кристофера Рена (1675—1717гг.). Внутренняя кирпичная оболочка купола толщиной 16 см имеет форму полушара с круглым отверстием в вершине диаметром 6,1 м. Вторая кирпичная оболочка имеет коническую форму и несет нагрузку от фонаря. Выделение несущей основы купола и придание ей наиболее выгодной в конструктивном отношении конической формы сократило вес конструкции и расход материала, что дало уменьшение распорных усилий. Наружный купол выполнен из дерева для устройства свинцовой кровли.

Архитектор Ронделе при строительстве купола парижского Пантеона (церкви св. Женевьевы) запроектировал все три оболочки каменными. Тенденция к разделению внешней и внутренней оболочек связана со стремлением увеличить высоту купола, служащего доминантой в городской застройке, и, с другой стороны, гармонично уравновесить подкупольную часть и остальное пространство в интерьере.

К концу XVIII столетия металл начинает применяться в армокаменных конструкциях при строительстве мостов, промышленных зданий, для изготовления стропил, опор и балок.

Большие достижения и открытия в области науки и техники в период XVII — начала XIX вв. не оказали однако существенного влияния на архитектурное формообразование. Появившиеся новые конструкции расширили возможности архитектуры, но их влияние на композицию не выходило за границы традиционных форм, которые изменялись в соответствии с особенностями архитектурных стилей.