В стиле Барокко просматривается возвращение идей бесконечности и не только сохранение, но и усиление чувственного начала архитектуры. Многие отказывались понимать столь внезапно возникший стиль. Поклонники Готики, которыми являлись романтики начала девятнадцатого столетия, считали барокко нелепым стилем.
Первое время а архитектуре римского Барокко еще прослеживалась классика в композициях и симметрия фасадов, усиливался только вертикализм и искусство росписи стен, поэтому вполне справедливо замечание, что Барокко раннего периода близок к древнеримской архитектуре.
Однако римские церкви, выполненные в стиле барокко, с высокими башнями, которые располагались симметрично, базиликальными планами удивительно похожи на готические сооружения.
Характерной особенностью эпохи Барокко стало переустройство фасадов церквей, построенных в романском стиле, в стиле Барокко, готические же здания сохранились в первоначальном виде.
В большинстве городов Европы встречаются старинные церкви, башни которых имеют новый барочный дизайн, их украшением также служат великолепные барочные порталы, в внутреннее убранство украшает выразительный барочный алтарь. В барокко и готике общими является иррациональность архитектурного пространства и экспрессия.
С рождением Барокко в архитектуре произошло возвращение романтики храмов христиан. Центрические сооружения, построенные Д. Браманте и Ф. Брунеллески, которые соответствовали религиозной духовности, ознаменовали возрождение истинно христианского искусства.
Микеланжело справедливо присвоили звание «отца Барокко», поскольку в своих работах над скульптурой, живописью или зодчестве он возрождал духовные ценности средневековья, последовательно внося в них новые принципы построения форм.
Будучи гениальным художником, который пережил творческий кризис в работе над классицистической пластикой, он подарил миру ранее ни кем не воплощенные экспрессивные формы. Титанические фигуры людей, изображенных им в его работах, не соответствуют основным правилам пластической анатомии, которые были каноном даже для него в период раннего творчества.
Главной отличительной особенностью барокко является смещение масштабов и изобилие средств. Если эпоха Классицизма подарила миру четко ограниченные формы, которые были соразмерны зрителю, четкое разграничение скульптуры и архитектуры, то Микелажело в своей работе «Сикстинский плафон» впервые выполнил визуальное столкновение скульптуры и живописи, необыкновенный архитектурный каркас, который был выполнен на потолке.
При этом прослеживается явное противоречие всей композиции с реальным архитектурным пространством. Размеры человеческих фигур поражают зрителя своей мощью и силой. Особенностью работы является визуальная дисгармония пространством, которое отвел для них сам художник.