В интерьере усиливался интерес к личности, ее вкусам и переживаниям, тяготение к камерному и интимному. В интерьере отразился личный вкус заказчиков, внутренние помещения подвергались моде быстрее, чем фасады. В нем комнат не было единого стиля. Основная мебель относилась к середине и концу столетия. Вещи покупали во имя удобства и практической надобности. Стремление к роскоши и утонченной красоте помещений тогда считали суетным и недостойным интеллигентного человека.
Существовал культ детали и декора интерьера. Он был заполнен массой «изящных мелочей». Интерьер превратился из «архитектурного» в «вещный». В эту эпоху он «забарахлился» и стал пестрым. Наблюдалось снижение художественного вкуса заказчиков, предметы, подделанные «под старину». Комнаты перенасыщали мягкой мебелью, столиками, шкафчиками, этажерками, трюмо, комодами, зеркалами, коврами, комнатной зеленью.
Стены оклеивали обоями, двери с филенками или остеклением окрашивали масляной краской, потолки белились и украшались в центре орнаментальными вставками — розетками. Печи облицовывали белым или цветным кафелем, частично с рельефом.
Двери, такие, как на сайте https://stavros-doors.ru, и окна дополняли тяжелыми портьерами и драпировками, на стенах в избытке развешивались картины — пейзажи, портреты, фото, репродукции художественных произведений в рамах. Столы покрывали вышитыми скатертями, с бахромой, бордюрами. На столах раскладывали семейные альбомы, расставляли настольные лампы.
Интерьеры стали более презентабельными, мебель приобретала более напыщенные формы, большое значение приобрела отделка деталей, обильный и богатый декор, обивка плюшем и бархатом. Каждое отдельное помещение оформлялось в определенном стиле, а в целом в доме было разностилье. Также было характерно совмещение предметов убранства различных стилей в одном и том же помещении. Новые предметы обстановки смело вводили в ранее созданную архитектурную среду.
Для этого периода было характерно массовое производство мебели — это вызвало резкое падение цен на нее и ухудшение качества. Распространена была мебель из гнутой и клееной древесины, дешевые комоды, шкафы, металлические кровати. Дешевые породы дерева сочетались с жестью вместо бронзы, гипсом.
Мебель фабричная практически вытеснила мебель, изготовленную ручным способом. Происходила гибель художественных форм и старых ремесел.
Старые стили соединяли с новыми материалами и технологиями.
В мебели утрачивалась гармония пропорций, появилась утяжеленность форм, и перегрузка украшениями. Крупные предметы — шкафы, буфеты и другие отличались сложными профилями карнизов, плинтусов, угловых раскладок и накладных филенок. Некоторую мягкость придавали предметам резные украшения и токарные детали, дополненные резьбой. На поверхность дерева переводили целые гравюры, делали инкрустацию из перламутра и черепахи.
Из мебели были популярны угловые, островные диваны, кресла, туалетные столы, декорированные легким кружевом, ширмы, рамы. Обивка мебели и драпировки на окнах и дверях делалась из шелка, бархата, сукна, ситца. Важное новшество эпохи — антаблесеманы — гарнитурные комплекты предметов.
Интерьеры образовывали за счет мебели рядом отдельно организованных уютных обособленных уголков с ширмами и зеленью. Для устройства отдельных зон обильно применяли ширмы, трельяжные сетки с зеленью. В домах стали устраивать зимние сады. В комнатах устанавливали жардиньерки, трельяжные сетки с вьющимися растениями, цветы расставляли прямо на полу — в кадках и кашпо. Применяли драпировки на стенах, большие ворсовые ковры, а в последней трети.
В 1830-х годах в Москве появился напорный водопроводе применением паровых машин. Вода шла по трубам к фонтанам. Для барского потребления привозили две- три бочки воды из городских бассейнов, расположенных на площади. В 40-е годы XIX в. водопровод Екатерины II был исправлен и усилен. В 1892 г. был закончен новый Мытищинский водопровод. К 1911 г. только двадцать процентов домов в Москве были снабжены настоящим водопроводом. В конце XIX в. построили современный водопровод. Установили насосы, водонапорные башни, проложили трубы к городу и отдельным домам. Так появилась в домах и квартирах вода. Существовали домашние колодцы, но вода в них была грязная и зловонная.
До середины XIX в. уборные делали у наружных стен заднего фасада или в торце здания. Там ставили печь. Запахи выводили с помощью высокой трубы. Уборную отгораживали двух- или трехслойной стенкой. Под сидением были воронки из меди, соединенные трубой с выгребной ямой, выкопанной под домом и обложенной камнем, Нечистоты вывозили в открытых бочках на лошадях. В начале 60-х годов для этой операции стали использовать герметически закрытые бочки.
Во второй половине XIX в. в Москве впервые появились теплые ватерклозеты с промывной водой. В это «заведение» водили гостей. В конце века создали канализацию для отвода сточных вод из центра Москвы за город. Разговоры о канализации начали в Москве в 1874 г. Лишь к 1898 г. в городе канализация обслуживала 218 владельцев. В 1905 г. — 5669 владельцев. Канализация была в крупных домах или особняках, благоустроенных квартирах.
В 1870 —8о-е г. интерьеры были перегружены мягкой мебелью — диванами, оттоманками, софами, а также тяжелыми портьерами над дверями и окнами. Особое внимание — на скатерти и ковры. Мебели в стиле необарокко стало больше, появилось большое количество столиков, полочек, шкафчиков, витрин. Предметы для сидения делали более мягкими.
Крупные вещи приобретали массивный и тяжеловесный характер, из темных пород дерева — дуба и ореха. В целях придания уюта мебель расставляли отдельными группами. Помещения заполняли массой бесполезных вещей — изящных безделушек. Наблюдался интерес к мелким предметам — статуэткам и другим предметам на этажерках, полках и столиках, бюсты, статуэтки, акварельные портреты в различных рамках, в том числе и настольные. Интерьеры развивались в сторону декоративизма.
«Когда вы, господа художники, познакомитесь хорошо с нашими остатками, напитаетесь, глядя на них, духом древности, обогатив ее разными формами и частями, тогда и только тогда сможете вы, сообразно с ними, создать и целое».
Стиль неорококо распространился в дворянской и буржуазной среде, которые стремились к роскоши и комфорту. Уют должен был сочетаться с пышностью и блеском. Называли в России этот стиль еще и «а ля Помпадур», «второе рококо».Тенденция к созданию условий комфорта и уюта проявляется в том, что в особняках и квартирах умножается число комнат внутреннего семейного обихода и дифференцируются их функции, появляются помещения, связанные с требованиями гигиены — хорошо оборудованные ванны и туалеты.
На стенах развешаны узорчатые ткани, на окнах и дверях драпировки, на полу — пышный ковер с цветочным орнаментом, обилие живописи и лепки. Для отделки стен и потолков использовались различные материалы в зависимости от характера зданий, назначения помещений и материальной обеспеченности владельцев. Общая тенденция — замена дорогих индивидуальных отделок более простыми, легко выполняемыми и дешевыми. Бумажные обои делали различными по качеству, рисунку, фактуре и стоимости. В обойном деле практиковали имитацию тканей — бархата и шелка, что соответствовало подражательному духу эклектизма. Обои и клеевая окраска стен нашли широкое применение в жилье горожан. Для отделки потолков использовали дешевые трафаретные архитектурно-пластические детали.
В период рококо или неорококо широко использовались мотивы раковин, завитков, растительного орнамента в виде тонких изящных побегов с узкими листьями и цветами, букеты и гирлянды цветов. Раковина была видна в тканях, обоях, бронзе, рамах зеркал и картин, в наборных паркетах. На смену наборным паркетам, тонко подобранным по оттенкам дерева и законченности композиции пришли дешевые фабричного изготовления. Сложные наборные паркеты совсем вышли из употребления, даже во дворцах. Зато особое значение приобрели ковры, часто целиком покрывающие пол и создающие впечатление комфорта.
Зеркала приобретали большое значение. Это имело прямую связь с увлечением архитектурой рококо. Именно в этот период был начат выпуск крупных зеркал. Они отражали легкие золоченые узоры и переливы шелка на стенах и превращали такие помещения в своеобразные красочные бонбоньерки. Зеркала монтировали в стены и потолок. Интерьер украшали зеркала в специальных, художественно оформленных рамах, иногда даже в фарфоровых. Рамы имели криволинейные очертания, асимметричные узоры лепного декора.
В этот период зелень становится активным элементом в убранстве комнат. Если раньше она находилась в зимних садах и оранжереях, то сейчас она проникала в гостиные и жилые комнаты. Зелень образовывала трельяжи — своеобразные зеленые изгороди или же росла кустами и деревьями. В стиле неорококо выполнялись чаще гостиные и будуары. Глазу были приятны плавные очертания и скругленные формы. Для них характерны столы, диваны, кресла, столики-бюро, столики для рукоделия, зеркала, небольшие шкафы, горки, этажерки, ширмы. Обилие зелени, зеркал и цветущих растений в горшках и кадках придавали пышность интерьерам.