Во второй половине XIX в. богачи вынуждены были отказаться от больших садов.
Сады стали совсем небольшими и без затей. Появились так называемые экономические сады для хозяйственных целей и для отдыха. Центром всех усилий по созданию сада стало введение экзотов и редких растений.
Садовое искусство модерна было близко живой природе. Оно избегало резких контрастов, крупных масштабов, предпочитало мягкие неясные очертания. Открытое пространство у дома обступали плотные и высокие лесные куртины. Ценились деревья с изысканной женственной формой кроны. Цветовая гамма сада — таинственная, в ней господствовали синие, фиолетовые, темно-красные и розовые оттенки.
Сады оформляли кактусами, орхидеями, цветами в трещинах камней, в бассейнах. Фасады зданий окутывали лианы, окружали перголы и беседки. Сад стал своеобразным интерьером. В нем помещали садовые кресла и диваны, на газоне устанавливали вазы, светильники и скульптуры. В оградах из камня и металла, лестницах, фасадных фундаментах были видны гибкие линии растительных орнаментов. Важным моментом по созданию сада стало использование экзотов и редких растений, на террасах разбивали цветники и ставили кадки с особыми растениями. Парки стали продолжением дома. В таком парке почти не делали аллей. Они короткие, часто меняли свой профиль и направление, по своей форме ассиме- тричны. Особняк или дачу помещали так, чтобы они утопали в зелени, и их видно было как можно меньше. Все здания строили сбоку, а не в центре композиции. Растительность сада должна была полностью изолировать его от внешнего мира.
Искусство паркового модерна было весьма эфемерно.