В XII — начале XIII в. увеличивается число и многообразие храмов, хотя их размеры уменьшаются. Пятницкая церковь в Чернигове была построена в это время. Она представляет собой трехнефное однокупольное здание, которое имеет устремленную ввысь башнеобразную композицию. Она создается при помощи двух зародившихся ранее приемов: ступенчатого расположения закомар в соответствии с приподнятыми подпружными арками и применения для перекрытия боковых нефов половинок цилиндрических сводов, которые на фасаде вместе с центральной закомарой образовывали трехлопастную форму. Образ здания динамичный и праздничный.
Феодальная раздробленность Руси в XII в. отразилась в архитектуре развитием многочисленных местных «школ» зодчества в различных княжествах. В этот период особенно значимой была архитектура Владимиро-Суздальского княжества, нового центра Древней Руси. Усиление Суздальского княжества началось в период правления Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха. В 1152 г. Юрием был заложен собор в городе Переславле-Залесском. План его почти квадратной формы с тремя полукруглыми апсидами, внутри здания — четыре крестообразных столба, поддерживающие купол на массивном барабане. Подкупольное пространство шире, чем в боковых частях здания. Опорным столбам (внутри и снаружи) на стенах соответствуют пилястры, усиливающие опоры сводов. Общий облик здания простой и суровый, декоративная обработка внешнего объема очень проста.
В 1165 г. Андрей Боголюбский, преемник князя Юрия Долгорукого, построил недалеко от Владимира церковь Покрова на реке Нерли. Церковь была построена из белого камня, тщательно обработанного. Ее план сходен с планом Преображенского собора в Переславле, но облик ее более строен и гармоничен. Входы обработаны романскими порталами, окна имеют уступчатый профиль, раскрывающийся наружу. Наружные поверхности стен расчленены вертикально на три части по каждому фасаду при помощи тонких полуколонок, завершающихся изящными капителями. Это соответствует делению интерьера на три части опорными столбами, а завершение стен закомарами отвечает очертанию цилиндрических сводов покрытия. Стены здания посредине высоты опоясаны ар- катурным поясом на тонких, изящных колонках. Декоративная обработка барабана под куполом содержит орнаментальные пояса из зубчатых треугольников, похожих на кружево, и пояс поребрика. Окна барабана окаймлены стройными аркатурами на тонких полуколонках. В системе декора этого храма сочетаются традиционные русские и некоторые декоративные романские элементы, такие как аркатурный пояс, опоясывающий здание посередине, перспективный портал. Характер общей композиции этого русского памятника архитектуры отличается необычайной гармонией всех соотношений, а также синтезом пластической разработки с конструктивным решением.
Другой выдающийся памятник архитектуры г. Владимира — Успенский собор. Он был построен сначала как одноглавый (1156—1160 гг.), а при преемнике Андрея Боголюбского Всеволоде III был преобразован в пятинефный пятикупольный храм. Это монументальное, величественное здание послужило образцом для последующего строительства соборов Московского Кремля. Город Владимир становится фактически столицей русских земель в правление Андрея Боголюбского (1157—1174 гг.) и Всеволода III (1175—1212 гг.). Возникла необходимость создать архитектурный ансамбль, способный затмить старую столицу Киев. Сохранилась часть дворца князя Андрея в Боголюбове, сохранились триумфальные и оборонительные Золотые ворота г. Владимира (1164 г.). В 1194—1197 гг. был построен второй крупный собор во Владимире — Дмитриевский, находившийся при княжеском дворце. По характеру плана и объемной композиции он напоминает церковь Покрова на Нерли, однако декоративная обработка много богаче.
АРХИТЕКТУРА ЗАКАВКАЗЬЯ (АРМЕНИЯ, ГРУЗИЯ)
Примером яркой самобытной архитектуры может служить храм Джвари в Мцхете 590—604 гг. Это центрическая схема с куполом в центре и четырьмя рукавами креста в форме апсид. Более низкие угловые части как бы подпирают основной крестообразный с куполом объем. Гармония пропорций сочетается с простотой и конструктивной правдивостью форм. Монументальность храму придает крупный масштаб членений и каменной кладки, а также связь с природным ландшафтом: храм выполнен на горе, которая стала естественным пьедесталом.