Композиция архитектурного пространства связана с его содержанием — является ли оно пространством действия, контактов, пространством для движения и т. д. Как известно, необходимое условие организации архитектурного пространства — композиционное взаимодействие, притяжение пространства и формирующих его элементов, в основе которого лежат ритмические, масштабные, пропорциональные и многие другие закономерности формообразования. При этом одинаковое функциональное содержание получает различное композиционное воплощение, что и является основой эстетического разнообразия в архитектуре.
Анализ конкретных произведений архитектуры основывается на современных представлениях о свойствах архитектурного пространства. Процесс развития пространственных представлений в архитектуре непрерывен, связан с развитием самой архитектуры, ее видов и возможностей осуществления композиционных идей, с внедрением в архитектурную теорию и практику понятий и категорий из смежных областей знаний. Так, например, представление о пространстве в современной математике обогащает искусство, в том числе и архитектуру, новым, более сложным отношением к их пространственным формам. Понятие пространства в архитектуре уже не ограничивается представлением о нем как о выделенной из бесконечного пространства определенной ограниченной его части. Архитектурное пространство как протяженность, заполненная архитектурными объемами, лежит в основе многих крупных градостроительных композиций.
В современные представления об архитектуре прочно вошло понятие четырехмерно пространства. Интуитивно осознаваемый феномен четвертого измерения воплощался в постепенном развертывании перед зрителем системы составлявших исторические ансамбли пространств. Решение проблемы органичной пространственно-временной связи между элементами целого — общественными центрами, жилыми комплексами в современном градостроительстве имеет огромное значение.