Финский гений дизайна. Алвар Аалто.

58
Дворец Финляндии по проекту архитектора Алвара Аалто

(1898 – 1976) до сих пор остается вдохновляющим и почитаемым архитектором и дизайнером. Пусть он ушел сорок лет назад, но его наследие в мире дизайна является свидетельством его великого гения.

Будучи видной фигурой в модернистской архитектуре и дизайне, обладал уникальным стилем и неповторимым талантом. Как у всякого известного мастера, у были свои чудесные моменты славы. Уже к 1950-м годам его популярность была так велика, что, когда дизайнер опаздывал на рейс Финнэйр, авиакомпания ради него задержала вылет. Пассажиры не возражали против этого, а сам был польщен.

Алвар Аалто в 1960-е годы.
Алвар Аалто в 1960-е годы.

«Артек»

Алвар Аалто был больше чем , который просто проектирует здания – дизайнер с мировым именем считал каждую свою работу цельным предприятием, охватывающим структуру здания, предметы обстановки и освещение. Например, для санатория Паймио Аалто разрабатывал каждый предмет меблировки. В 1935 г. Алвар Аалто основал фирму «Артек». Главным кредо фирмы было привнести в дом эстетический дух за счет красивых и функциональных предметов интерьера. Этим принципом компания руководствуется и сегодня.

Постер “Artek Stool 60”. Хронология мебели Алвара Аалто.
Постер “Artek Stool 60”. Хронология мебели Алвара Аалто.

Стиль Алвара Аалто отличается сочетанием модернизма и особой органичной текучестью. Прогрессивность и индивидуальность его дизайнерских работ видна в экспериментах с гнутым деревом и пластичным стеклом. Вкратце стиль Аалто можно обозначить как модернизм, приносящий пользу людям в повседневной жизни.

Мебель и светильники Алвара Аалто

Лакированный стул из камня (модель “Stool 60”). Гнутые ножки сделаны из ламинированного твердого дерева. Запатентован в 1933 г. Типичный элемент мебельного дизайна Алвара Ааалто.
Лакированный стул из камня (модель “Stool 60”). Гнутые ножки сделаны из ламинированного твердого дерева. Запатентован в 1933 г. Типичный элемент мебельного дизайна Алвара Ааалто.
Дизайнерские работы Алвара Аалто с предметами интерьера от фирмы «Витра» («Витра» приобрела «Артек» в 2013 г.). Работы Аалто (слева направо): кресло (1932), столик (1932), подвесной светильник (1953)
Дизайнерские работы Алвара Аалто с предметами интерьера от фирмы «Витра» («Витра» приобрела «Артек» в 2013 г.). Работы Аалто (слева направо): кресло (1932), столик (1932), подвесной светильник (1953)
Стулья “Stool 60” в Цюрихском выставочном зале фирмы «Витра».
Стулья “Stool 60” в Цюрихском выставочном зале фирмы «Витра».
Лакированные стулья “Artek 69” из березы. Модель разработана в 1935 г.
Лакированные стулья “Artek 69” из березы. Модель разработана в 1935 г.
Подвесной светильник (модель «Ручная граната»), черный металлик. Модель создана в 1952 г. для офиса Финской ассоциации инженеров.
Подвесной светильник (модель «Ручная граната»), черный металлик. Модель создана в 1952 г. для офиса Финской ассоциации инженеров.
Чайный столик-тележка (1936), подвесной светильник (1953), кресло «Паймио» (создано в 1932 г. для одноименного санатория).
Чайный столик-тележка (1936), подвесной светильник (1953), кресло «Паймио» (создано в 1932 г. для одноименного санатория).

Легендарная Ваза Аалто

Представленная на Международной выставке в Париже в 1937 г., Ваза Аалто оказалась настоящим триумфом дизайнера. Без сомнения, это – сама любимая работа Алвара Аалто. Ваза была создана для конкурса на стеклодувном заводе в г. Ииттала. Яркий образец скандинавского дизайна, она остается легендарным произведением иитталского стекловарения. Интересно, что Аалто не получал никаких отчислений за эту работу, все права на вазу принадлежат заводу.

Ваза Аалто, 160 мм.
Ваза Аалто, 160 мм.
Постер с эскизами Вазы Аалто.
Постер с эскизами Вазы Аалто.
Изготовление Вазы Аалто на Иитталском заводе.
Изготовление Вазы Аалто на Иитталском заводе.

Макеты всего , его интерьеров и деталей в течение всего времени строительства многократно выставляются в специальном помещении для лучшей ориентации всех участвующих в работе и лучшего понимания сути дела. После окончания общих строительных работ наступает стадии непосредственной отделки здания и уточнения деталей. Теперь вплоть до завершения работ сюда направлено все внимание самого Аалто, здесь сфера приложения его таланта, его плодотворных идей.

«Об этой стадии строительства обычно говорят, что архитектор господствует теперь безраздельно. Тем не менее наша задача состоит только в том, чтобы сделать жизнь в этом здании возможно лучшей».

Процесс отделки вовсе не заключается в излишнем приукрашивании здания с помощью всякого рода ухищрений; напротив, все предпринимается для того, чтобы облагородить уже существующие детали, сознательно раскрывая их сущность и как бы обнажая их. Глубоко присущее Аалто чувство взаимозависимости отдельных конструктивных элементов дает ему возможность добиваться максимально богатого разнообразия и индивидуальной неповторимости, даже если перед ним стоят весьма скромные задачи. Был случай, когда Аалто пришел к идее архитектурного декора, увидев бросившееся и глаза случайное расположение досок бетонной опалубки.

Светильники, мебель, шторы и другие подобные вещи, которые способны сделать дом обжитым, изготовляются большей частью по собственным проектам и экспериментальным образцам Аалто. Они создаются не в мастерской, а совместно с фирмой «Артек». Фирма «Артек», специализирующаяся по оборудованию интерьеров, была основана Аалто еще в начале тридцатых годов.