В русле развития, противопоставленного во многом функционализму, находилось и творчество одного из крупнейших мастеров современной архитектуры — американца Франка Ллойда Райта (1869—1959). Ученик Салливена, он начал свою самостоятельную деятельность еще на рубеже столетий, и его творческая оригинальность особенно проявилась в строительстве многочисленных «домов прерий» — особняков, располагавшихся среди равнинной американской природы. Органическая связь здания с природой стала одним из ведущих принципов его деятельности. «Современная архитектура,— писал он, развивая свою концепцию «органичной архитектуры»,— есть естественная архитектура, исходящая от природы, приспособленная к природе». Но, освобождаясь от декорати — визма, он искал в новых формах гуманистическое начало, эмоциональную выразительность.
Значение технического прогресса в строительстве Райт понимал прежде всего как обогащение творческой палитры архитектора, восставая против всякого ее подчинения диктату индустриальных методов, стандартизации и унификации. Наряду с новыми конструкциями он широко использовал в своих постройках традиционные материалы — дерево, естественный камень, кирпич и др., стремясь выявлять максимально «естественные» свойства каждого из них.
Видя в стремлении к «органичной архитектуре» путь поисков нового стиля, Райт отвергал привычные представления о здании как системе замкнутых пространств. «Закупоренное пространство,— писал он,— стало для нас смирительной рубашкой; необходимо создать новый вид пространственной организации, пространства в движении, чтобы приспособиться к новому образу жизни и более быстрому темпу движения и развития». «Естественный рост» архитектурного организма, согласно его теории, должен идти «изнутри наружу», динамика внутреннего пространства должна отражаться во внешнем виде.
Свою творческую программу Райт воплотил в огромном числе особняков, планы которых, несмотря на живописную асимметрию, отличаются функциональной четкостью. Обычно центром является общая комната с очагом и примыкающей к ней кухней (жилой дом в Миннеаполисе, США, 1934 г.). С помощью лестниц, перил, выдвинутых объемов, нависающих плит и проникающей внутрь зелени здания «растворяются» в окружающей природе. Одно из лучших его произведений — дом Кауфмана в Бэар-Ране (США, 1937 г.)
— построен над водопадом среди камней и скал (рис. 183). Горизонтальные, консольно опирающиеся на скалы блоки террас создают динамически напряженную композицию нависающих друг над другом объемов, своими членениями как бы повторяющих форму естественных образований.
Сознавая вредные последствия для человека чрезмерного роста капиталистических городов, Райт утопически проповедовал их децентрализацию. И когда ему приходилось строить в городе, он как бы отгораживал внутреннее пространство здания от городской среды. Таково Административное здание фирмы Джонсона в г. Расине, США (1936 г.), которое снаружи представляет собой замкнутый блок с почти глухими железобетонными стенами пластично изогнутых очертаний.
Интерьер, в противоположность внешнему виду, отличается простран — ственностью, простором.
Своеобразные произведения Райта явились отражением его индивидуальных взглядов на современную архитектуру. Экспрессивные, романтичные произведения Райта стояли особняком, но смелый поиск в направлении эмоциональной выразительности архитектуры, учета многосторонних духовных потребностей человека сделали его творчество весьма заметным явлением. Влияние Райта на развитие мировой архитектуры стало особенно значительным позднее, но и в те годы его творчество способствовало отходу некоторых, архитекторов от жестких функционалистических принципов.
Попытки смягчить геометризо — ванные формы, преодолеть «эстетику прямого угла» делали и архитекторы, следовавшие в целом фун- кционалистическому методу. Выделяется в этом отношении творчество финского архитектора Алвара Аалто (1898—1976). В построенном им здании санатория в Паймио (1929— 1933 гг.) сохраняется четкое деление по функциональному принципу на три основных объема, но общая пространственная композиция трактована свободно, с учетом ее связи с природными ландшафтами (рис. 184). В жилых особняках 30-х годов, Финском павильоне на Всемирной выставке в Париже, 1937 г., богатство и живописность композиции достигнуты средствами многообразного расчленения объемов и широкого использования при их разработке фактуры и цвета различных строительных материалов, особенно дерева (рис. 185). Отход от характерной для функционализма единообразной обработки гладких плоскостей к применению кирпича, естественного камня, дерева и других материалов — характерная особенность творчества Аалто, в котором уже в тот период начали проявляться отдельные черты национального своеобразия финской архитектуры.