Здание Сената в Кремле. 1776-1787

Здание Сената в Кремле

План здания имеет форму треугольника с внутренним двором, разделенным поперечными корпусами на три части. Центр композиции — круглый купольный зал. Все помещения связаны сквозными коридорами, идущими по периметру дворов. Купол круглого зала расположен по оси Кремлевской стены между Спасскими и Никольскими воротами. Включение купольной ротонды в ансамбль Красной площади было одним из основных элементов композиционного замысла Казакова.

Важным организующим элементом фасада служит ритм пилястр дорического ордера, поставленных на высокий пьедестал первых двух этажей. Центр главного фасада подчеркнут триумфальной аркой-проездом с четырехколонным портиком. Композиционный центр сооружения — купольный зал Сената с ротондой.

Здание Сената в Кремле
Здание Сената в Кремле

В 80-90-е гг. деятельность Казакова особенно интенсивна: дворянские усадьбы, жилые дома (Губина, Демидова, Барышникова), больницы, церкви, университет; планировка площадей в Москве, генплан Твери, Москвы и т. д.

Московский университет (1786-1793) — четырехэтажное здание П-образной формы с парадным двором. Композиционный центр — большой актовый зал в форме полуротонды, увенчанной куполом. В центре фасада — восьмиколонный ионический портик с аттиком над рустованным цокольным этажом. После пожара университет построен по проекту Д. И. Жилярди.

Галицынская больница (1796-1801) по форме в плане — городская усадьба. Центральное место в композиции — церковь, покрытая куполом. Вход подчеркнут шестиколонным дорическим ордером. По обе стороны от вестибюля — два симметрично расположенных больничных корпуса.

Колонный зал Благородного собрания — лучший интерьер, созданный М. Казаковым. Размеры: 24,8 х 39,5 х 14,5 м. Главную роль в интерьере Играет колоннада коринфского ордера из искусственного белого мрамора. Архитектурную композицию дополняют люстры, зеркала в виде окон и открытые арочные проемы.

Подмосковные дворянские усадьбы — загородные дворцы

В основе планировки лежала четкая схема построения генплана по единой оси, проходящей через центр главного здания. Регулярный парк перед домом переходил в пейзажный.

Усадьба в Останкине построена в 90-х гг. XVIII в. крепостными архитекторами Графа Шереметева: П. И. Аргуновым, А. Мироновым, И. Дикушиным. По композиции главное здание дворца имеет традиционную усадебную планировку. Центральное место во дворце занимает большой театральный зал. В боковых флигелях расположены Итальянский и Египетский павильоны, первый из них служил приемной, второй — концертным залом. Богато отделанные залы дворца образуют парадную анфиладу.

Усадьба Архангельское принадлежала князю Голицыну, затем Юсупову. Дворец стоит на высоком месте, составляет центральное ядро всей строго симметричной композиции ансамбля. По продольной оси расположены въездные ворота, парадный двор, дворец и обширные террасы партера. Дворец строился в 80-е гг. XVIII в. по проекту архитектора де Герна. Главный фасад выполнен по трехчастной схеме усадеб того времени. В центре — портик ионического ордера.

В архитектуре подмосковных усадеб органически сочетаются черты античности и древнерусского зодчества: раскрытость композиции сооружения, компактность основного здания, связь с природой.

Предыдущая статьяКомплексный градостроительный анализ
Следующая статьяВосприятие горизонтальных и вертикальных прямых