Художественное содержание

ансамбль Красной площади

Наиболее торжественен, художественно содержателен ансамбль Красной площади при восприятии с главных точек обзора (от Исторического музея). В нем участвуют все уникальные, солирующие сооружения исторических эпох и Мавзолей-трибуна. Каждый элемент этой уникальной градостроительной композиции становится более выразительным от взаимодействия с другими, и все вместе они образуют величавый, единственный в своем роде ансамбль. На фоне крепостной стены (фронтальная точка зрения) композиция здания так же лаконична, как и его ближайшее архитектурное сопровождение (Кремлевская стена). Стремительный взлет Кремлевских башен, плавный и спокойный купол над Сенатом — ныне зданием Верховного Совета — не только выделяют центр площади, но играют важную роль в выявлении значения Комплекса.


ансамбль Красной площади
Трибуны, занявшие почти весь Кремлевский фронт Красной площади, контрастируя с Комплексом цветом и формой, усиливают его доминантность. Постепенный подъем уровня площади благодаря подсыпке ее на целый метр в месте расположения здания создает медленное, торжественное движение к Мавзолею.

Большое значение в ансамбле Красной площади имеет цвет: доминирование красного в сочетании с белым и золотом.

ансамбль Красной площадиВ этой многозвучной архитектурной симфонии — два сильных архитектурных аккорда: многостолпный храм Василия Блаженного с его богатством форм и цвета и целостный объем Комплекса-трибуны.

Смысловой центр, кульминация ансамбля — Мавзолей-трибуна. Движение людских масс к Мавзолею Человека, бой Кремлевских курантов, реющий Красный флаг над зданием Верховного Совета еще более подчеркивают доминантность нового сооружения в ансамбле Красной площади.

ансамбль Красной площадиХудожественно-образная трансформация ансамбля Красной площади отражает историю развития города, динамику социальных и градостроительных идей.

По словам И. В. Жолтовского, Образ единого целого и многообразие отдельных индивидуальных зданий, завешенная историей основная тема и требования сегодняшнего дня, выражающиеся в вечной смене стиля, — таковы те диалектические противоречия, которые раскрываются и снимаются в каждом новом, подлинно творческом решении ансамбля. Принципы противопоставления и соподчиненности в историческом формировании архитектурного ансамбля

Принципы противопоставления и соподчиненности в историческом формировании архитектурного ансамбля

Если Комплекс Человека стал идейной и художественной доминантой Красной площади и преобразовал этот исторический ансамбль, сохранив в неприкосновенности ее архитектурные шедевры, то совсем иначе трактовано здание Дворца съездов в сложной системе Московского Кремля.

При своей огромной роли политического и культурного центра государства, это сооружение-форум композиционно трактовано как соподчиненный компонент исторически сложившейся архитектурной системы Кремля. В связи с этим высказывались мнения, что размещение Дворца съездов в Кремле принизило его градостроительную роль, которую бы он выполнял, будь построенным вне стен древнего Кремля, и нанес ущерб Кремлю.

Московский Кремль — результат прогрессивного развития древнерусского зодчества.

Наша эпоха естественно продолжила прекрасную русскую традицию: строить в Кремле самые значительные и крупные сооружения общенационального значения.

Строительство Кремлевского Дворца съездов было сложнейшей творческой задачей. Авторский коллектив осознавал всю ответственность вторжения в сложившийся архитектурный ансамбль.

Московский Кремль никогда не был застывшей формой — он развивался, являясь политическим и духовным центром русского государства. В Кремле работал Человек — создатель Советского государства. Здесь — правительственный центр страны Советов. Поэтому решение о строительстве в Кремле Дворца съездов было закономерным.

Для зодчих, строивших в Московском Кремле, характерно стремление к созданию законченных ансамблей и органичному включению новых зданий в ранее созданные ансамблевые системы. Благодаря художественной преемственности в Кремле достигнута целостность комплексов зданий, разделенных веками по времени строительства.

Предыдущая статьяАрхитектурные руины в современном мире
Следующая статьяКульминация градостроительной композиции