Стиль модерн в архитектуре порой считают последним направлением зодчества с четко очерченными временными границами. Далее начинаются творческие поиски XX в., и судить об их единой составляющей еще рано.
Уникальность модерна состоит еще и в том, что этот стиль зародился не в рамках самой архитектуры. Его истоки следует искать в творчестве английского художника и поэта Вильяма Морриса (1834-1896).
Иногда его считают первым европейским дизайнером. Большую часть своей творческой жизни Моррис пытался решить труднейшую задачу — как вдохнуть искусство и эстетику в массовое механизированное производство изделий широкого спроса, которое в то время в Англии быстро набирало обороты.
Решать эту проблему Моррис начал с себя, вернее с организации собственной художественной среды. В то время он вместе со своими друзьями художниками жил в так называемом Ред-хаузе (Красном доме) — особняке, построенном на окраине Лондона архитектором Филипом Уэбблом.
Моррис разрабатывал для его интерьеров рисунки обоев, фрески, витражи, форму мебели. При этом он обращался к опыту двух великих наставниц — природе и истории.
От первой Моррис и его коллеги почерпнули плавность линий, изящество форм, рожденных логикой естественного эволюционного развития и естественность цветовых сочетаний. Древняя история Великобритании щедро поделилась с художниками своими благородными сюжетами, мифами и легендами.
В результате Ред-хауз превратился в своеобразный островок новой эстетики, резко выделявшийся на помпезном викторианском фоне окружающей действительности. Вскоре Моррис организовал фирму, которая начала выпускать ткани, витражи, шпалеры и мебель.
Все эти вещи несли печать новой эстетики. Единственным их недостатком была высокая цена, порожденная уникальностью ручной работы. Тогда в 1887 г. Моррис создал «Движение искусств и ремесел» «Arts and Crafts», которое стало распространять идеи новых художественных принципов.
Они нашли свое применение не только в книжной графике, производстве керамики, но и в архитектуре. Произошла вещь, доселе небывалая. Совсем небольшая группа художников с Моррисом во главе создала новый стиль в искусстве, который получил широчайшее распространение.
Он-то и стал называться модерном, ар-нуво, т. е. «новым стилем». В Австрии его называют «модерн стайл», в Германии — югендстиль, в Италии — стиль либерти. Характерные черты стиля — отказ от прямых линий в пользу естественных плавных «природных» контуров — можно найти и в архитектуре.
Не случайно объектом, который породил модерн, считают Эйфелеву башню. Переплетение ее металлических балок напоминает сетку линий на распиле берцовой кости. Другой пример — дома гениального каталонского зодчего Антонио Гауди. Они словно повторяют природные формы растений.
Многие работы современных архитекторов продолжают развивать эстетические принципы, заложенные модерном. Созданные ими сооружения обладают плавными обводами или откровенно имитируют те или иные природные формы.
Здесь на помощь зодчему и дизайнеру приходит бионика, изучающая архитектонику живых организмов. В результате на свет появляются башни, похожие на початки кукурузы, гигантские шишки или завитки огромных раковин. Вместе с тем развивается «кубистическое» направление, в рамках которого здания превращаются в пересечения зеркальных плоскостей или начинают напоминать пчелиные соты.
Как и в живописи, во многом исчерпавшей себя в поисках новых стилей, в архитектуре многое начинает зависеть от индивидуального таланта архитектора, от его умения предложить абсолютно авторский, новаторский проект. В результате нередко на свет появляются сооружения, вызывающие диаметрально противоположные оценки экспертов — от восторга до полного неприятия.
К примеру, одни считают бетонные конструкции Ле Корбюзье очередным прорывом в архитектуре, другие иначе как «монстрами» их не называют. Для того чтобы давать более взвешенные оценки тому, что нынче называют «современной архитектурой», необходима определенная временная дистанция.