Вилла Савой в Пуасси (1929 г.)— с наибольшей последовательностью иллюстрирует принципы Ле Корбюзье.
Покоящийся на столбах геометрически четкий прямоугольный объем с плоской крышей прорезан горизонтальной лентой проемов. Сквозь проемы виден второй план с пандусом и другими пластичными объемами. Архитектура проникнута стремлением геометризировать формы, уподобить облик дома некой машине, приспособленной для обслуживания человека.
Движение «Де стиль», основанное в 1917 г., объединяло новые тенденции в области живописи (Пит Мондриан, Тео ван Дусбург) и других видов изобразительных искусств с поисками новых архитектурных форм (Якоб Ауд, Геррит ван Ритвельд и др.). Во многом основываясь на кубизме начала столетия, архитекторы требовали преодоления индивидуальных эмоций в архитектурных произведениях, выражаемых усложненными формами, и замены их «элементарными средствами выражения» — кубами, плоскостями, прямыми. Их «неопластицизм» основывался на пространственном и цветовом сочетании простейших форм, используя часто цвет в качестве дополнительного средства подчеркивания пространственных соотношений. В интерьерах зданий пространство трактовалось не замкнутым, но связанным с окружающим миром: во внешнем виде пространст — венность выявлялась подчеркнутой многоплановостью плоскостей и другими средствами.
Жилой дом в Утрехте (1924 г.), построенный по проекту Г. Ритвель — пример реализации принципов «Де стиля». Подчеркнутый контраст вынесенных, асимметрично сдвинутых плоскостей между собой и с проемами создает сложную «игру» плоскостей, и, несмотря на использование простейших элементов, здание отличается своеобразной пластичностью.
Якобу Дуду (1890—1963) принадлежат интересные проекты новых типов массового жилого строительства, в котором архитектор сочетал рациональные методы и внимательную функциональную проработку жилищ. Построенные им жилые дома в Хук ван Холланде (1924—1927 гг.) представляют собой сблокированные двухэтажные квартиры, сочетающиеся с квартирами в одном уровне. Простота и ясность планировки жилого массива, основанная на модульной сетке, рациональность планов квартир, новизна композиционных и конструктивных приемов обеспечили этому комплексу известность.
Поиски новых архитектурных форм ведутся в 20—30-х годах на основе внимательного учета разнообразных функциональных задач, которые начинают все более диктовать композиционное решение как внутренней организации пространства, так и внешнего облика зданий и комплексов. Функциональный метод присущ в значительной мере и Ле Корбюзье, и Ауду, и другим ведущим архитекторам этого периода. Пять тезисов Корбюзье в значительной степени отразили формальные принципы функционализма применительно к отдельным зданиям. Постепенно функционализм становится ведущим направлением европейской архитектуры. Особая роль в его развитии принадлежит архитектору Вальтеру Гропиусу (1883—1969) и основанному им в 1919 г. немецкому «Баухаузу» (Дом строительства).