Уже в первых беглых набросках Музей Человека трактуется как важнейшая составляющая этой панорамы, раскрывающейся в сторону города-реки и Замоскворечья. Музею придана форма огромного куба. Эту форму авторы считали собирательной, вечной, способной ответить на поставленную творческую задачу. Кроме того, монолитная лаконичная форма куба, по мнению авторов, обеспечивала доминирующую роль Музея в окружающей застройке и органичное сочетание с ней.
В последующих вариантах архитекторы отходят от кубической формы. Активно развивая объем Музея по вертикали и делая его по высоте равным храму Василия
Блаженного, авторы считали, что таким приемом они устройняют композицию ансамбля всего Московского центра и учитывают ракурсное сокращение крупного здания Музея при восприятии с ближних точек зрения.
Естественно, возникает вопрос: зачем устанавливать композиционную связь Музея Человека и храма Василия Блаженного, пространственно не взаимодействующих между собой, и притом нивелировкой их высоты? Это — очень важные ориентиры, или вехи продолжающей исторически складываться системы столичного центра; определить их художественное взаимоотношение было необходимо. Однако, несомненно, что нивелировка высоты этих уникальных сооружений — не путь достижения их ансамблевой связи и единства центра города.
Композиционно подавленными оказались бы памятники архитектуры, непосредственно прилегающие к Музею Человека.
Пашков дом, обращенные к Музею стройные сооружения Московского Кремля.
В последующих вариантах проекта композиция Музея приобретает торжественный мемориальный характер и черты революционной символики. В одном из них параллелепипед Музея фланкируют монументальные формы склоненных знамен. Затем тема знамен становится плана.