Тектоника стоечно-балочных систем проявилась прежде всего в разнообразии ордерных систем различных эпох, среди которых классический ордер, развивавшийся в античности, сыграл особенно болэшую роль в истории европейской архитектуры. Исторический путь классической ордерной системы был длительным и весьма сложным, а развитие тектонических особенностей ордера неотъемлемо от изменений приемов его сочетания со стеной. Если на первой стадии (Древняя Греция), в эпоху формирования ордера как художественно-конструктивной системы, стоеч — но-балочная конструкция и стена развивались преимущественно как независимые друг от друга тектонические системы, то в последующем (начиная с эпохи Древнего Рима) ордер во все большей степени утрачивал конструктивные функции, превращаясь в систему пластических приемов и членений, посредством которых зодчие Б чисто художественных целях изображали на стенах ордерную «конструкцию» (ордерная аркада Древнего Рима). Ордерный язык, наряду с изначальной конструктивной функцией, постепенно стал универсальным средством пластической разработки стены (Древний Рим, Возрождение, барокко, классицизм). В этой универсальности ордерного языка, а также ясности общего строя ордера как тектонического типа, скрывается одна из важнейших причин его продолжительной жизнеспособности в различные эпохи развития архитектуры.
Вместе с тем классический ордер дал характерный и широко распространенный в истории архитектуры пример тектонического «перевоплощения» когда конструктивные формы, раз возникшие, как бы переживают вторую жизнь в виде декоративнопластических и даже орнаментальных элементов, входящих в уже иные конструктивные системы. С развитием ордера четко формируются два подхода к пониманию тектоники: а) выявление в художественной форме реальных физических свойств конструкции и б) отрицание (преодоление) этих свойств в художественной форме с подменой в визуальном выражении одной системы другой.
Среди ордерных систем других регионов и эпох следует выделить систему «доугун» как очень существенный, исторически устойчивый элемент архитектуры дальневосточных стран, со свойственным этой системе сочетанием «сборности» и рациональности канонических приемов с декоративным богатством и усложненностью самой стоечно-балочной структуры.
Параллельно ему в Японии развивался выдающийся по своей простоте и рациональности тип трансформирующегося здания, основанный на системе деревянного каркаса и заполнения с легкими передвигающимися панелями.
Вершиной развития каркасной системы в камне следует считать структуру средневекового готического храма с его стрельчатыми нер — вюрными сводами и системой контрфорсов и аркбутанов. Эта сложная пространственная структура, образовавшаяся в результате длительной эволюции конструкций базиликальных храмов, явила собой выдающийся синтез тектонических особенностей каркасной системы и арочно-сводчатых форм. Важно отметить внутреннюю, хотя и противоречивую, связь с конструктивной системой в целом богатой пластики готических сооружений, в основе которой лежит многократное повторейие мотива стрельчатых аркад.