Творчество выдающихся архитекторов Ле Корбюзье и А.К. Бурова

Ле Корбюзье, Андрей Буров и Сергей Эйзенштейн в Москве. 1928 г.

Тонкий анализ основных проблем архитектуры, основанный на тщательном и прочувствованном изучении и знания ее истории, нашедший свое воплощение в великолепной литературной форме с образным и богатым языком, в художественной выразительности сравнений, впечатлений и ассоциаций. Эта высочайший образец исследований в области архитектуры.

Знаменитый зодчий, градостроитель и мыслитель Ле Корбюзье, (самый крупный из его ранних проектов осуществлен в Москве в 1923 году — здание ЦСУ на ул. Мясницкая), оставил огромное литературное наследство.

Портреты Ле Корбюзье и А. Бурова (бумага, уголь, 90x80)

Портреты Ле Корбюзье и А. Бурова (бумага, уголь, 90×80)

«Парфенон воспринимается потому, что сбит с оси» надпись под рисунком Ле Корбюзье

«Парфенон воспринимается потому, что сбит с оси» надпись под рисунком Ле Корбюзье

В своих книгах по проблемам градостроительства и архитектуры, так же как и А.К.Буров он выходил за рамки узкопрофессиональных задач, поднимая глубокие социальные проблемы.

Ле Корбюзье, Андрей Буров и Сергей Эйзенштейн в Москве. 1928 г.

Ле Корбюзье, Андрей Буров и Сергей Эйзенштейн в Москве. 1928 г.

Ле Корбюзье и А.Буров прекрасные рисовальщики, проявившие свое профессиональное мастерство в беглых набросках, выполненных во время путешествий с целью натурного изучения памятников архитектуры. Свои  деловые наброски они всегда сопровождали лаконичными наблюдениями. «Рисуя, учишься видеть зарождение вещей… мы проникаем в неизвестное, исследуя, мы приходим к ценным итогам, мы изучаем» — писал Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье. Идея экономичных легковозводимых домов

Ле Корбюзье. Идея экономичных легковозводимых домов

А.Буров. Эскизы объектов к фильму «Старое и новое» режиссера С. Эйзенштейна

А.Буров. Эскизы объектов к фильму «Старое и новое» режиссера С. Эйзенштейна

Андрей Буров в этом смысле — его антипод. Сочетая талант архитектора с даром ученого-новатора, он утверждал идею методического, научного подхода к решению архитектурных задач. Его прочувствованное знание прошлого и яркое видение будущего сыграли роль мощного катализатора в деле дальнейшего развития архитектурной формы и архитектурного синтаксиса. Будучи, по словам Ле Корбюзье «компаньонами», Буров в своих дневниках, однако, резко его же критиковал, утверждая, что Ле Корбюзье «понятен как попытка выскочить из стиля, но он не может выскочить из эпохи и переходит не в стиль, а в моду, уже прошедшую». Ему чужды были ранние урбанистические взгляды Ле Корбюзье, а также его живописные работы в стиле пуризма, созданном им совместно с Амедео Озанфаном.

Поэтому поистине гениально звучит высказывание проф. К.Н.Афанасьева: «Творчество Бурова было в высокой степени профессиональным, талант — ярким, новаторским. Но он никогда не отрывался от традиций, стоял на пьедестале большой архитектурной культуры. Он был классиком в конструктивизме и остался конструктивистом в классике».

Уместно вспомнить еще один момент взаимодействия двух мастеров универсальных знаний, опыта, стремлений, таланта и умений.

«Кино и архитектура — единственные искусства современности — со свойственной ему категоричностью сказал в 1927 году Ле Корбюзье после просмотра фильма С.Эйзенштейна «Старое и новое» («Генеральная линия»). Острота и точность суждений великого полемиста, несмотря на кажущуюся резкость, общеизвестна. Он был большим энтузиастом и поклонником кино. «Мне кажется, что в своей работе я мыслю так же, как мыслит С.Эйзенштейн — подчеркнул Ле Корбюзье в своем интервью в 1927 году после просмотра фильма «Старое и новое». — Его работы проникнуты чувством правды. Сведенные исключительно к существенному, они близки по мысли к тому, что я стремлюсь выразить в своих работах».

Ле Корбюзье. Конкурсный проект Дворца Советов в Москве. 1931 г.

Ле Корбюзье. Конкурсный проект Дворца Советов в Москве. 1931 г.

Для работы над этим фильмом С.Эйзенштейн пригласил А.Бурова, которому поручалась разработка декораций нового образцового поселка, как форпоста новой зарождающейся культуры. Буров так писал о своей работе в этом фильме: «Трудно говорить об архитекторе, как о декораторе в кино, потому что работа его не может и не должна быть названа декоративной в общепризнанном смысле …

Ле Корбюзье. Быстровозводимые жилые дома

Ле Корбюзье. Быстровозводимые жилые дома

А.Буров. Дипломный проект Центрального вокзала в Москве. 1925 г.

А.Буров. Дипломный проект Центрального вокзала в Москве. 1925 г.

Кино открывает возможности архитектору и вообще всем нам осуществить такие задачи, которые до сих пор в силу целого ряда обстоятельств в жизнь проведены не были, и поэтому архитектор работает в кино не как декоратор, а как архитектор». Вот почему отправной точкой для работы А.Бурова были не декоративные эффекты как самоцель, а желание через фильм провести в жизнь новые методы строительства объектов по современным архитектурным концепциям, конструкциям и материалам, получившим восторженную оценку Ле Корбюзье. Так в творчестве двух мастеров — режиссера и архитектора — проявилось глубокое проникновение в суть задачи, ее конструктивное и функциональное осмысление.

Обладая энциклопедическими знаниями, универсальностью научных интересов Буров сразу по окончании ВХУТЕМАСа в 1925 году, а точнее, ещё, будучи студентом, участвует в конкурсном проектировании, разработке проектов гражданских и промышленных зданий, интерьеров, объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства.

А.Буров. Экономичные жилые дома для южных районов

А.Буров. Экономичные жилые дома для южных районов

Но наиболее активно он работал в области архитектуры  жилых зданий. «С жилища начинается архитектура, с жилища начинается город», — писал он в своей книге «Об I архитектуре». Этой проблеме собственно и посвящена идея книги-исследования во всех ее главах и разделах: о единстве архитектуры; об «академизме» и ордере; о принципе экономии; о техническом прогрессе; об иллюзии, реальности и стиле; о масштабе и образе, материале и форме.

В 1925 году в залах ВХУТЕМАСа Буров демонстрирует свой дипломный проект. В 1931 году Ле Корбюзье участвует в Международном конкурсе на строительство Дворца Советов в Москве. Это два самых блестящих проекта двух мастеров.

Дипломный проект Центрального вокзала в Москве обошел все монографии советского конструктивизма. Он выделялся не только ясностью художественного замысла, но и принципиальным, бескомпромиссным отказом от использования традиционных архитектурных форм, привычных планировочных конструктивно-технических приемов. Проявляя новый подход к пониманию художественного образа, Буров смело отбрасывает устоявшийся пафос монументальности и декоративизма, заменяя его Эстетиков предельного обобщения  упрощения Крупномасштабных форм.

Ле Корбюзье. Портал капеллы в Роншане. 1954 г.

Ле Корбюзье. Портал капеллы в Роншане. 1954 г.

А.Буров. Портал Центрального дома архитекторов в Москве. 1941 г.

А.Буров. Портал Центрального дома архитекторов в Москве. 1941 г.

Четко выявляя назначение сооружения, он ориентируется на принцип правдивого выражения его функции и конструктивной основы.

Конкурсный проект Дворца Советов — один из самых блестящих проектов Ле Корбюзье. «Если бы он был построен, — пишет автор, — это было бы великолепное сооружение. В зале на 14 тысяч зрителей предусматривалась идеальная акустика без специальных устройств (проверка была сделана с использованием световых волн). Этот Дворец, несмотря на свою грандиозность, соразмерен масштабу человека».

Наибольшая часть творчества Ле Корбюзье и А.К.Бурова, без сомнения, была посвящена проблемам человеческого жилища. Эта их деятельность сопровождалась многочисленными экспериментами в области архитектурно-философских и стилистических поисков. Материалы легкие, в некоторых случаях совершенно новые, методы тоже новые. Так, Ле Корбюзье, возвращаясь к народным традициям, предлагает варианты ускоренного строительства малоэтажных жилых домов для населения, лишившегося своего жилища в результате войны. А.К.Буров также проектирует серию сборных малоэтажных жилых домов из армированного высопропрочного гипса. Эти проекты не потеряли своей актуальности до наших дней.

Но самыми необычными и тепло принятыми постройками Ле Корбюзье и Андрея Бурова явились капелла в Роншане и фасад Дома архитекторов в Москве. Они стали символичными во всём творчестве двух мастеров. «Я человек со зрительным восприятием, человек, который работает глазами и руками, вдохновляемый художественными образами», — говорил о себе Ле

Корбюзье, и это нашло свое полное воплощение в капелле в Роншане, в образе которой соединились идеи народной средиземноморской архитектуры с поэзией пластичных скульптурных форм, принципами выведенными у природы, способные затронуть душу человека гармонией сложных ощущений. Сооружение приобрело мировую известностность.

В решении фасада Центрального дома архитектора в Москве Буров воплотил свое понимание архитектуры, как искусства, синтезирующее все средства выразительности — масштаб, пропорции, ритм, фактуру, цвет. По выражению Н.П.Былинкина «он дал архитектуру в изобразительном плане, но эта изобразительность построена логично и ясно».

Творчество двух мастеров всегда было направлено в сторону синтеза искусств. Это особенно отчетливо выразилось и в марсельском жилом блоке Ле Корбюзье, и в капелле в Роншане, ставшей манифестом новых скульптурных форм, и на фасаде Портала Центрального дома архитекторв А.К.Бурова.

Ле Корбюзье. «К архитектуре». 1923 г.

Ле Корбюзье. «К архитектуре». 1923 г.

А.Буров. «Об архитектуре». 1960 г.

А.Буров. «Об архитектуре». 1960 г.

В своих книгах, статьях, выступлениях обоих мастеров интересовали вопросы, касающиеся сущности архитектуры как целостной системы, определяющей состояние общества. «Архитектура изначально несет в себе стремление к порядку» — определяет Ле Корбюзье в книге «К архитектуре».

Не стоит читателю искать в этой статье некие сравнения. Невозможно сравнивать творчество двух рассматриваемых мастеров — оно несопоставимо. Это всего лишь возможность определить идентичность их взглядом и мыслей в поисках утраченного единства.

Предыдущая статьяФормирования архитектурного ансамбля
Следующая статьяРазвитие исторически сложившейся пространственной системы