Развитие исторически сложившейся пространственной системы

Развитие исторически сложившейся пространственной системы

А. В. Щусев развивает исторически сложившуюся пространственную систему, возводя Комплекс Человека у Сенатской башни, на поперечной оси Красной площади — единой с осью купола здания бывшего Сената (здание Верховного Совета ), построенного в XVIII в. в Кремле по проекту М. Ф. Казакова. Размещение здания у Кремлевской стены обусловлено также историческими событиями нашего времени. У подножия стены вблизи здания расположен Некрополь борцов революции. Здесь устанавливалась трибуна, с которой выступал Человек. Красная площадь с первых дней революции обрела роль общественно-политического центра страны.

Развитие исторически сложившейся пространственной системы

Развитие исторически сложившейся пространственной системы

Развитие исторически сложившейся пространственной системы
В поисках формы здания архитектор стремился к предельной ясности композиции, укрупнению масштаба форм, эпичности образа сооружения.

Комплекс предстает перед нами как слитная композиция трех форм: куба, ступенчатой пирамиды и венчания, символическое значение которых многозначно; например, венчание зодчий называл — дом, многоколонный храм, сень. С композиционной точки зрения, по мысли зодчего, венчающая колоннада, включая воздух в композицию Комплекса, — это и указатель того, что в его монолите есть внутреннее траурное пространство, и масштабный измеритель, подчеркивающий, усиливающий эпический характер сооружения. Для выражения символического единства народов 36 колонн, несущих венчающую монолитную плиту Комплекса, выполнены из различных пород гранита, доставленных из семи союзных республик, входивших тогда в

Куб траурного зала пластично сдвинут в сторону Кремлевской стены и гармоничен в соотношении с разделяющим их пространством. Над кубической формой траурного зала возвышаются две, уменьшающиеся в размерах, гармоничные в соотношениях ступени — переход от куба траурного зала к венчанию Комплекса. Гармоничны лежащие пропорции глухого яруса траурного зала и прозрачного храма — венчания.

Зодчий применяет резкий контраст масштабов ступенчатой пирамиды и ее венчания. Контрастное сопоставление воздушного венчания и монолита основной части здания с подчеркнуто крупным масштабным строем позволяет решить две задачи: во-первых, подчеркнуть величие образа сооружения; во-вторых, через преуменьшенный масштаб венчания связать.

Предыдущая статьяТворчество выдающихся архитекторов Ле Корбюзье и А.К. Бурова
Следующая статьяПоиск новых ансамблевых решений в историческом ядре города