Степень зрительного ощущения

Эстетическая механика

Максимальная чувствительность в желто-зеленой части спектра обусловлена антропологически. Максимум чувствительности при сумеречном зрении сдвинут из желто-зеленой части спектра (при центральном зрении) в сине-зеленую при почти полной ее потере в красной части спектра. Изменение чувствительности глаза к излучениям различных участков спектра при переходе от сильных яркостей к слабым известно под названием «эффект Пуркинье» (он имеет значение при выборе уровня освещенности на улицах городов и в зданиях, а также при отделке зданий и интерьеров, освещаемых источниками с различной цветностью излучения).

Степень зрительного ощущения определяется освещенностью изображения; при этом воспринимаемая глазом яркость зависит не только от яркости и контрастов, но и от условий адаптации глаза: темновой (при переходе от большой яркости к малой) и световой (при обратном переходе). При световой адаптации изменяется световая чувствительность глаза в процессе его приспособления к заданной яркости после длительного пребывания в темноте. В результате адаптации чувствительность к свету усиливается в тысячи раз.

Задача экологизации естественного освещения решается выбором типа, размеров и расположения световых проемов в стенах и покрытиях для обеспечения нормированных показателей; защитой рабочих зон от ярких прямых и отраженных лучей солнца; согласованием светопроемов с архитектурными требованиями к освещению; созданием устройств типа зеркальных жалюзи на окнах для дополнительного введения дневного света в глубину помещений; созданием устройств на кровле для концентрированного ввода дневного света в здания. При этом должны быть учтены качественные характеристики освещенности: насыщенность светом, ослепленность и дискомфортная блескость, контрастность, направление световых потоков, спектральный состав излучения и цветопередача, изменение освещенности.

Большую роль в современных городах играет искусственное освещение, не зависящее от времени дня и сезона и обеспечивающее нормальную жизнедеятельность человека при отсутствии или недостатке дневного света. Искусственная световая среда проектируется для внутренних объемов зданий, а также для городов в виде установок наружного освещения улиц, фасадов зданий, сооружений, памятников, зеленых насаждений, малых архитектурных форм. Экологизация этого освещения развивается в направлении использования источников возобновимой энергии. Естественное и искусственное освещение нормируется; единица измерения естественного освещения — коэффициент естественного освещения, искусственного освещения — люкс.

Инсоляция (суммарное солнечное облучение поверхностей и пространств) важна для достижения оздоровительного, психологического, эстетического и экономического эффекта, но она может вызвать тепловой и световой дискомфорт, что требует защиты от излишней инсоляции. Задачи экологически обоснованной инсоляции решаются путем обеспечения установленной нормами продолжительности непрерывной инсоляции (например, 2,5 ч в день в период с 22 марта по 22 сентября для жилых и общественных зданий в Москве); ориентации зданий в целях исключения сильной инсоляции в рабочее время; солнцезащиты, в том числе с помощью озеленения [2].

Приведенные данные о светологии позволяют более обоснованно подходить к архитектурному проектированию объектов с учетом особенностей восприятия света и цвета. В. А. Филин провел исследования и получил результаты, позволившие объяснить негативное восприятие зданий с монотонными плоскими однотипными поверхностями и позитивное восприятие зданий с многочисленными и отличающимися друг от друга деталями и украшениями. Взгляд человека не может быть долго направлен в одну точку. Взгляд «бегает» за счет быстрых автоматических движений — саккад (примерно 2 — 3 раза в секунду).

Предыдущая статьяАрхитекторы — экологи
Следующая статьяАрхитектурная физика