Создания современного ансамбля Красной площади, в композиции которой была как бы предуготована возможность появления композиционного центра, которым и стал архитектурный объем здания Человека.
В 1929-1930 гг. по проекту и под руководством акад. А. В. Щусева была выполнена вертикальная планировка площади, благодаря чему Комплекс оказался расположенным на самой высокой ее части, и были построены каменный Комплекс и примыкающий к нему комплекс сооружений, в состав которого вошли обширные гостевые трибуны, расположенные вдоль Кремлевской стены. Памятник Минину и Пожарскому был перенесен к храму Василия Блаженного и получил в связи с этим иное композиционное значение в пространстве площади.
Комплекс не только органично включился в историческую архитектурную среду Красной площади, но и стал композиционным центром ее торжественного, величавого ансамбля.
Талант А. В. Щусева, обостренное чувство формы, ее пластики и художественной выразительности, присущее этому зодчему, обусловили решение уникальной проблемы.
Идеологический, общественный центр современной Красной площади — Комплекс Человека — стал, не нарушая художественного строя ансамбля, его архитектурно-композиционным центром, интегрирующим пространство площади. Комплекс расположен на расстоянии от Кремлевской стены, равном 14 ширины площади, на ее центральной поперечной оси, т. е. находится в зрительном центре ее пространства. Композиция здания построена на контрасте с окружающей его архитектурной средой: скульптурность формы здания контрастна глади Кремлевской стены, на фоне которой он воспринимается, уравновешенность его выверенной цельной композиции противопоставлена динамическому многообразию форм окружающих площадь сооружений — простирающихся по горизонтали, вздымающихся ввысь, активно расчлененных, нарядно декорированных. Фактура полированных гранитных стен здания на фоне шероховатых кирпичных стен Кремля усиливает пространственную модуляцию ансамбля, погашая значение фона.