Средневековое зодчество Индии

60

Средневековое зодчество Индии, особенно ранней эпохи (V—VIII вв.), оказало огромное влияние на архитектуру других стран южной Азии. Архитектурные типы, сложившиеся под воздействием буддизма, проникли туда вместе с религией и ассимилировались с традиционной местной архитектурой. Индийские ступы, строительство которых в самой Индии в основном прекращается к IX в., получают развитие в других странах. В архитектуре Бирмы ступа приобрела характерную колоколообразную форму и стала одним из ведущих типов культового зодчества (рис. 153). Ее форма оказала влияние и на композицию храмовых ансамблей.

Примером величественного ансамбля, построенного на основе многократного повторения ступ и включения их в грандиозную композицию буддийского святилища, является комплекс Боробудур (VIII —IX вв.) в Индонезии на центральной Яве, сооруженный в виде ступенчатой пирамиды вокруг природного холма (размеры сооружения в основании 111X111 м, высота 35 м). Центром является верхняя колоколообразная ступа, окруженная тремя концентрическими кругами небольших ступ, общее число которых 72 (рис. 154). Ступени террас богато декорированы рельефами на темы буддизма, истории, мифологии. Скульптура рельефов часто характеризуется правдивостью сцен из жизни народа. Композиция в целом отличается ясной тектоникой, завершенностью.

Всемирно известный ансамбль Ангкор-Ват в Кампуччии (первая половина XI! в.)—крупнейшее культовое сооружение в мировом зодчестве (рис. 155). Его грандиозные размеры (1500X1300 м в плане, высота 65,5 м) свидетельствуют о масштабах памятников того времени, а строго геометрическая планировка — о принципах построения ансамблей. Центром является характерная для архитектуры кхмеров храм-гора, представляющий собой четырехярусную пирамиду с галереями. Башни, поставленные на углах галерей, вместе с главным объемом на пересечении осей образуют центрическую группу высотных акцентов, объединяющих пространственную композицию. Высота центральной башни 42 м. Классическая строгость построения ансамбля сочетается с богатой скульптурной разработкой. Построенный в пору наивысшего расцвета зодчества в большинстве стран южной Азии, ансамбль Ангкор-Ват явился одним из наиболее ярких выразителей выдающихся достижений зодчества этих стран.

Архитектура Китая эпохи средневековья основывалась на достижениях древнейшей ханьской культуры. Основные формы наиболее распространенного деревянного зодчества сложились в рабовладельческий период. Строгое соблюдение строительных и архитектурных правил, переходящих от одной эпохи к другой, было важнейшей особенностью древнекитайского зодчества, способствовавшей вековой неизменности ряда архитектурных типов, устойчивости традиционных методов. Б культовом зодчестве с распространением буддизма ycraHOsv^nqb ведущие типы — храм и башня-пагода, для которой б функциональном отношении индийская ступа явилась прототипом. £с ли в большинстве своем пагоды строились из дерева или кирпича, то храмы, как и дворцовые здания, возводились из дерева на основе традиционного ордера.