В качестве методического примера, сочетающего в себе черты постепенного перехода и контрастного противопоставления, можно привести проект жилого здания на привокзальной площади в Караганде (С. Сошников). Дом, достигающий высоты этажей, уступами спускается до уровня сложившейся застройки. Поверхность основной части дома решетчатая благодаря господству мотива рядов лоджий, расположенных под углом друг к другу. Однако уступы, соединяющие дом с соседними, решены в виде блоков с глухой стеной. Они соразмерны окружающей застройке и откликаются своей массивностью на характер стеновых конструкций окружения.
Основной объем дома разделен вертикальными пилонами на секции, шаг которых отвечает шагу соседних домов. Массив нового дома несколько отступил от красной линии, как бы не претендуя на то, чтобы непосредственно подхватить ленту застройки. Связь с фронтом старых домов осуществляется выступающим первым этажом, по масштабу тождественным с характерными для сложившейся застройки блоками обслуживания. Запроектированный дом — выражение новой городской организации, это мир современного большого города. Но этот мир сначала как бы складывается из традиционных городских блоков и лишь затем из них вырастает новое качество.
Обращаясь к более четко контрастному противопоставлению старого и нового, начнем с ситуации, когда небольшой фрагмент старой застройки находится в изменившемся окружении. Даже если этот фрагмент включает в себя одно здание — это мир со своими законами бытия. Дом демонстрирует, какие в этом мире представления об оптимальном размере жилья и, соответственно, о характере его заселения, каковы здесь законы тектоники, принципы декора, каковы уровень техники и темп жизни (есть ли у людей время созерцать деталировку зданий). Новое строительство может отнестись с почтением к наследию и в системе своих XVдожественных образов оставить место кусочку исторического мира, в котором действуют его законы. А может проявить скептицизм, показать будто этот мир неуместен, смешон сегодня.