Ступа в Санчи (III — I вв. до н. э.) — одно из характерных монументальных сооружений, предназначенных для хранения буддийских реликвий или воздвигаемых в честь чтимых буддистами выдающихся событий. Близкий к полусфере массив выложен из кирпича, облицованного красным песчаником. Общая высота ступь! 23,6 м; диаметр основания 36,6 м. Интересны ворота и ограды ступы, воспроизводящие в камне конструкцию своих деревянных прототипов.
Скальные храмы периода развитого феодализма основывались на пещерном строительстве более раннего периода (III — II вв. до н. э.). Эпоха их наибольшего развития (V—IX вв.) связана с индуизмом, когда существенно изменился религиозный ритуал: храм уже мыслился не местом собрания молящихся, а жилищем божества, украшенным скульптурой и росписями. Комплекс храмов в Аджанте (V—IX вв.) — это многочисленные пещерные сооружения, вырубленные в отвесной скале вдоль излучины реки (рис. 148, табл. XX). Прямоугольные в плане помещения иногда закруглялись с одной стороны. Всего в комплексе 29 пещер: пять из них храмы (чайтья), остальные монастыри (вихара). Последние представляют собой зал с колоннами и обходной галереей, на которую выходят монашеские кельи. Стены и столбы покрыть! скульптурой и барельефами, В форме колонн и в сюжетах пластики воспроизводятся формы деревянных конструкций,
По соседству с Аджантой в Эллоре был высечен уникальный комплекс монолитных скальных храмовых сооружений (V—VIII вв.), в котором архитектура и скульптура соединились в одно целое.
Возведение наземных храмоз в каменной кладке началось в V—VIII вв. Кульминационного развития оно достигло Е начале XI в. как на юге Индии (Майсур, Танджур и др.), так в ее северной части (Кхаджурахо и др При этом северный тип отличается башнеобразной формой с силуэтом, приближающимся к парабол и ческому; южный — имеет пирамидально — уступчатую форму с преобладанием горизонтальных членений. Общая черта — господство над интерьером внешних объемов, до предела насыщенных пластикой.
Храм Кандарья в Кхаджурахо (около 1000 г.) — образец северного типа. Его интерьер включает типичные для индийских храмов три расположенные по оси части: входной портик, зал для молящихся и святилище, над которым возвышается главная башня параболического очертания — шикхара. Размеры храма сравнительно невелики (высота 35,5 м), но его композиция усложнена многочисленными башнеобразными объемами, динамически нарастающими к основному, слитыми все в единый массив — скульптуру, в котором господствуют вертикальные членения, подчеркивающие общую вертикальную динамику композиции.
Большой храм в Танджуре (1010 г.) — композиция южного типа. Его высота около 60 м — самое крупное сооружение эпохи. Завершенная куполом грандиозная пирамида шикхара многократно расчленена на ярусы, чем отдаленно напоминает многоэтажные дворцовые здания. Богатая пластика с тонкими деталями подчинена общей горизонтальной расчлененности; в сравнении с северными храмами композиция воспринимается относительно ясной по форме и уравновешенной.
Интерьеры храмов со временем обогащаются и увеличиваются в размерах. В Танджурском комплексе впервые появляется огромный зал для молящихся (размеры в плане 52,5X29 м) со 150 колоннами и плоским перекрытием. Скульптура и резьба по камню покрывают конструктивные элементы. Особой роскошью отличаются интерьеры храмов на горе Абу, покрытые сплошным кружевом резьбы по белому