Попробуем полнее оценить роль архитекторов, строивших в Кремле до Баженова и после него, в том числе советских архитекторов, проектировавших Кремлевский Дворец съездов, а также выяснить отношение к этому событию современников.
Согласно проекту В. И. Баженова, Кремль подлежал тотальной перестройке в соответствии с принципами русской классической архитектуры второй половины XVIII в. На Кремлевском холме Баженов решил создать новый центр города с системой площадей и магистралей для парадов и торжеств.
В живую, полную тонких нюансов композицию Кремля, которая складывалась веками, Баженов включает жесткую классическую структуру. Основа нового Кремлевского ансамбля в Баженовском проекте — здание дворца протяженностью 640 м, занимавшее весь москворецкий фронт Кремля и образующее в самом Кремле огромную овальную площадь с отходящими от нее тремя лучевыми магистралями; для выхода в город центральной магистрали рядом с Никольской башней проламывалась Кремлевская стена, на Красной площади возводились Триумфальные ворота. В этой жесткой геометрической схеме уникальные памятники Соборной площади утрачивали свое значение. Уничтожение кремлевских древностей произвело сильнейшее впечатление на современников. Державин отразил это впечатление в своем стихотворении На случай разломки Московского Кремля для построения
Этому проекту не суждено было осуществиться. После успешного окончания русско-турецкой войны (1775) Екатерина прекратила строительные работы в Кремле, которыми она хотела показать миру мощь России, ее способность одновременно вести многолетнюю войну и столь грандиозное государственное строительство.