В сложном процессе формирования целостной структуры города, кристаллизации его отдельных ансамблей пластическая проблема исследуется в нескольких аспектах, отражающих своеобразие формирования города и ее центра, а именно: дальнейшее развитие советскими зодчими исторически сложившихся ансамблей центрального ядра города — Красной площади и Кремля — включением в их композицию новых уникальных сооружений; попытки создать новый архитектурный ансамбль в системе московского центра (проект Центрального музея Человека, намеченного к строительству на улице Волхонке) ; формирование новой крупной градостроительной композиции — проспекта Калинина, возникшего в связи с реализацией идей Генерального плана города. Анализируется также формирование градостроительной системы ансамблей в новом городе (Зеленограде), проект которого создан московскими архитекторами.
Такой подход позволит, по нашему мнению, более полно раскрыть сложные проблемы архитектурного ансамбля, показать многообразие творческих задач и путей их разрешения, выявить новые принципы и средства композиции архитектурного ансамбля, отражающие эстетически-художественные возможности современной архитектурно-градостроительной культуры.
На решении затрагиваемых сложных творческих задач не может не сказываться отрицательно то обстоятельство, что проблема современного архитектурного ансамбля еще не получила должной теоретической разработки. Имеются лишь общие характеристики этого понятия, такие, как пространственная гармония комплекса зданий; художественная цельность зданий и организуемых ими пространств; идейно-художественная завершенность определенного, законченного целого; образное отражение в архитектурном ансамбле идейно-художественной направленности общества.
Будучи верными в своей основе, эти характеристики крайне недостаточны и не раскрывают сущность архитектурного ансамбля, его формулы и путей решения этой сверхзадачи.