Проблема творчества в архитектуре

Эстетическая механика

Проблема творчества — одна из психологических проблем, рассматриваемых в науке, в том числе и как проблема научного, художественного, технического мышления. Необходимую базу для творчества предоставляет уровень знаний человека, развитие интеллекта. Задача архитектуры — создание наилучших условий для творческой работы, так как потребность в самореализации, стремление человека реализовать заложенные в нем творческие способности являются глубинной потребностью личности, определяющей смысл его жизни и значимость его в глазах других людей.

Самореализация осуществляется в рамках многообразных социальных отношений личности в семье, в профессиональной сфере, при формальном и неформальном общении (для этого нужны условия, в том числе территории). Чем шире сфера самореализации человека, тем богаче его личность. Возможно, что потребность в самореализации относится к высшему уровню иерархии потребностей — к потребностям в достижении успеха, в признании, в престиже, в одобрении, в реализации собственных возможностей и способностей. Человек в процессе самореализации стремится быть тем, кем он способен стать, непрерывно стремясь к идеалу возможного совершенства. При этом музыкант создает музыку, художник — картины, поэт — стихи, изобретатель — новую технику. Чем совершеннее результаты деятельности, тем глубже самореализация личности.

Но в реальной жизни человек может не найти себя в профессиональной деятельности. В результате он может много раз менять профессию, пытаясь реализоваться в другом виде профессиональной деятельности.

Такие случаи известны в истории: прежде чем стать известным писателем или художником, человек был моряком, грузчиком, даже бродягой. Долго и безрезультатно занимаясь поиском своего индивидуального творческого пути, человек может и не вступить на путь постоянного самосовершенствования, самореализации. Тогда самореализация может и не осуществиться или она может быть неглубокой, замещенной стремлением к обладанию материальными ценностями или к получению только высокого социального статуса для утверждения в глазах других людей.

Далеко не все люди способны к достижению высоких творческих успехов. По-настоящему творческие люди обычно бескорыстно преданы своему призванию, что зачастую предопределяет отсутствие стремления к обладанию индивидуализированным или большим жизненным пространством. Творческий человек постоянно ищет свое предназначение и смысл жизни, ориентируясь на общечеловеческие ценности: истину, добро, красоту, справедливость, совершенство. В процессе самореализации он хочет достичь совершенства в своем деле; архитектура должна помочь творческой личности в самореализации.

Стремление к самореализации — одна из высших духовных потребностей личности, направленная на реализацию своих сил и способностей, постоянный рост возможностей, повышение качества деятельности. В основе самореализации лежат высшие общечеловеческие ценности. Творческий человек поглощен делом, отождествляет себя с ним, он постоянно готов к совершенствованию. У него сочетается зрелая мысль с детской свежестью восприятия, с радостью познания нового, необычного, оригинального, с неприятием всего косного и стереотипного. Творческая личность реализуется в художественном, техническом и научном творчестве.

Но далеко не все люди способны к творческой работе; существуют психологические предпосылки, лежащие в основе развития творческой личности.

С одной стороны — это высшие потребности личности в самореализации и развитии, с другой — свойства личности, которые либо благоприятствуют творческой деятельности человека, либо не дают возможности для ее развития. Для самореализации творческой личности необходимы дополнительные площади в квартире (например, художественная мастерская для скульптора или художника, небольшой зал для прослушивания сочинений композитора или просмотра кинокартины режиссера, научная лаборатория-мастерская для изобретателя, танцевальный зал для балерины и т.д.).

Личное помещение для творчества должно включать в себя функциональные зоны для творческих занятий; мастерские для постоянной творческой работы; инструменты и оборудование; отдельные помещения для хранения материалов, предметов и инструментов творчества; выставки-музеи творческих работ; помещения для спортивных занятий, физической зарядки, игр, индивидуального отдыха; библиотеку и компьютерный отдел; комнаты для медицинского обследования, для косметического туалета.

Площади и состав этих помещений могут различаться в зависимости от потребностей личности (для скульптора, художника, композитора необходимы отдельные залы для размещения скульптур, картин, для прослушивания произведений с привлечением небольшого числа слушателей).

Предыдущая статьяПерсонализация пространства. Самореализация личности
Следующая статьяГород как социально-экологическая система