Итог и для массовых, и для уникальных сооружений оказался единым: при всей своей новизне, значительности социальной функции, при всем профессионализме утилитарных аспектов они оказались чужеродными окружению.
В наши дни рождается убеждение, что проблема пластики архитектурной формы есть ключ к поискам новой выразительности современной архитектуры, а сами пластические качества — средство, позволяющее создавать произведения, образно емкие и многообразные по своей художественной палитре, адекватные их назначению, содержанию. Возникает потребность и в более высоком профессиональном мастерстве владения выразительными возможностями архитектурной формы как условие создания подлинно гармоничной среды.
Второе обстоятельство, по которому проблема пластической выразительности архитектурной формы приобретает все большее значение в 1970-е годы, заключается в глубоко гуманистическом характере самой проблемы. Какие бы задачи ни решала современная архитектура, на какие бы пространства ни была рассчитана, она обращается прежде всего к человеку.
И как бы ни укрупнялись селитебные образования, их структура и конкретно-пластическая ткань, как бы ни увеличивались в своих параметрах сборные индустриальные элементы, как бы ни возрастали конструктивно-технические возможности современной архитектуры и неизбежно изменялись представления людей, обращенность архитектуры к человеку не может не найти своего проявления и в ее выразительном языке, черты гуманистичное архитектурной композиции. Эти черты гуманистичное архитектурной композиции нельзя не видеть в расширяющейся палитре композиционных приемов, в их усложняющемся контрапункте, в глубинности связей с конкретно-предметной средой и историко-культурными традициями.
Один из аспектов связан с генезисом современной архитектуры и ее языка. Нельзя забывать, что интерес к проблеме пластики в архитектуре возник как антитеза непластичной — плоскостной, пластинчатой форме.