Петер Беренс—одним из первых понял необходимость активного участия архитекторов в промышленном строительстве. Он становится во главе крупного предприятия электрической компании — АЭГ, для которой проектирует ряд зданий и сооружений (1903—1909 гг.). Всем им присущи целесообразность инженерных решений, лаконичность форм с большими оконными проемами, а также продуманный план, отвечающий производственной технологии. Особенно интересен Турбинный завод (1909 г.), в котором классически четко расчлененные каменные стены сочетаются с огромными витражами проемов.
Творчество Беренса протекало на фоне все более увеличивавшегося интереса художников и архитекторов к индустрии и промышленной продукции. В 1907 г. в Кёльне был организован немецкий «Веркбунд» (союз производителей), целью которого было преодоление разрыва между кустарными и промышленными изделиями, придание последним высоких художественных качеств. Деятельность Беренса распространялась и на эту область.
В мастерской Беренса выросли архитекторы, которым было суждено после первой мировой войны возглавить борьбу за становление новых принципов современной архитектуры. Среди них один из лидеров будущего направления — Вальтер Гропиус. Следуя учителю, Гропиус принял активное участие в проектировании промышленных зданий (фабрика, «Фагус» в Алфильде, 1911 —- 1922 гг. (см. рис. 179); промышленное здание Веркбунда в Кёльне, 1914 г.), в которых, развивая принципы Беренса, он ввел ряд новых смелых приемов. В частности, применив каркасную конструкцию, он заменил стену легкой стеклянной панелью, прикрепленной к консолям каркаса.
Из построек Отто Вагнера особенно интересно здание Сберегательной кассы в Вене, в котором для перекрытия операционного зала смело введена металлическая конструкция, ставшая неотъемлемым архитектурным элементом интерьера.
Вместе с развитием рационалистических тенденций все большее внимание привлекают новые формы из железобетона.
В конце XIX—начале XX в. железобетон использовался главным образом в промышленном и складском строительстве, а также в мостостроении. Рациональными и впечатляющими по размерам были огромные цилиндрические объемы железобетонных элеваторов, строительство которых особенно распространилось в Канаде и США. Рациональными пластичными формами отличались мосты Р. Майара в Швейцарии (мост через р. Инн, 1901 г.; мост через р. Рейн, 1905 г. и др.). Одной из первых гражданских построек с железобетонным каркасом и тонкими ограждающими стенами была церковь Сен-Жан де Монмартр, построенная в Париже в 1894 г.