Архитектурные выставки

Эстетическая механика

Я считаю, что сегодня большие выставки нам более необходимы, чем прежде, несмотря на то что они не и грают первоначальной конструктивно-строительной роли. 11равильпое использование и планирование выставок заметно повышает их возможности: можно было бы образовать постоянные и целенаправленные учреждения в каждой стране. В совокупности они составили бы нечто вроде всемирной школы. Исторически начало больших выставок связано с периодом наивысшего подъема современной цивилизации. Они были своеобразными двигателями развития и направления влияний. Особенно же бросается в глаза то обстоятельство, что выставки выполнили важную работу в качестве экспериментального учреждения, осуществившего техническую организацию жизни. Выше я вскользь отметил, что выставки сегодня не имеют столь важного значения из-за их несовершенной организации. Характер выставок должен измениться для того, чтобы в будущем они смогли сделать свое дело. Представьте себе, что, например, средства, потраченные на нью-йоркскую и выставки, целенаправленно израсходованы па такое же широкое исследование самых важных проблем нашего времени, состоящих из понятий: жилье, город, средства передвижения. То, чего можно было бы достичь этими двумя выставками, в конечном итоге стало бы шагом вперед, и шагом значительным и ощутимым. Этим я только хочу подчеркнуть истинную жизненную силу выставок и показать их возможность вновь стать двигателем развития человечества. Уверен, что они в этом направлении могли бы иметь также прочную экономическую основу, не говоря уже о том, что они демонстрируют перед публикой серьезную экспериментальную работу, которая начинается в человеке с примитивного любопытства и кончается влечением к творчеству, живущему в каждом индивидууме.

Здесь, как и везде в мире, основную часть выставки составляет действительно практичный материал, который без всякого посредника представлен па суд зрителя. Американские машины, инструменты, методы обработки продуктов, обычно невидимые широкой публике,— все это красивые и хорошие примеры, которые я увидел здесь. Но рядом со всем этим в обеих выставках, как и но всех ранее виденных мною больших выставках, есть ненужный декоративный материал и чуждая в архитектурном плане оболочка. Совершенно справедливо, что, например, па нью-йоркской выставке демонстрация механизации средней американской фермы и показ всей организации жизненной среды такой фермы пользовались у широкой публики гораздо большим интересом, чем те высокие и разукрашенные конструкции, которые были напичканы декором и внешней пропагандой, в то

время как содержание оставалось слишком мелким или утопическим в значении слова «tomorrow». По-моему, оттенок «промышленного дизайна» в компоновке выставок умаляет серьезность архитектуры, является совсем не американским и искусственно раздут.

Путешествуя по вашей стране, я видел Америку, которая никоим образом не вписывается в контуры тех ярких красок и бесцельных устройств, каких множество на выставке. Наоборот, я видел Америку, в которой приукрашивание встречается редко или же оно относится к юмористической сфере; я видел Америку, содержанием жизни которой является определенная философия экономии, Америку, в которой с удовольствием оставляют незавершенным все то, что является ненужным с точки зрения функции или элементарного уюта.

Каждый из нас знает, что значит так называемая выставочная усталость. Если глубже изучить ее сущность, то можно констатировать, что на самом деле она возникает из влияния двух факторов—физического и психологического. Физическую усталость можно снять правильной организацией генплана выставки и вспомогательными техническими средствами, хотя надо иметь в виду, что технические средства легко увеличивают психологическую усталость.

Однако меня удивило то, что планировка в этом оказалась на уровне выставки. В климате можно было ожидать закрытых переходов, укрытий от дождя и жары и примыкающую к ним систему передвижения типа метро, с различными скоростями и кольцевыми системами для посещения отдаленных точек выставки. Вопрос о психологической усталости связан с неправильным использованием цвета и форм.

Излишняя декоративность как в постройках, так и в выставочной технике вместо стимулирования способствует быстрой утомляемости. Здесь опять же система «промышленный дизайн» преобразуется в материал американский и является помехой всему выставочному механизму.

Предыдущая статьяАрхитектурная среда
Следующая статьяПетер Беренс