Объемно-пространственная композиция

Эстетическая механика

Красной площади, к которой Кремлевский центр не раскрывался. Эти основные параметры, связывающие доминанту средневекового Кремля со сторонами треугольного кремлевского плана, выразились в гармонических отношениях. Пространство Соборной площади первоначально не было замкнутым. Размещаясь на бровке высокого холма, Соборная группа получает самое значительное и эффективное раскрытие в сторону города-реки и заречной части города.

Московский Кремль — ярчайший пример особого умения зодчих использовать природные условия для создания архитектурно-пространственных композиций активной градоформирующей функции.

С Соборной площади открывались живописные панорамы города-реки и обширных заречных пространств. Отсюда, из города в полную силу раскрывался идейно-художественный центр Кремля.

Соборная площадь — наиболее концентрированное выражение принципов древнерусской градостроительной культуры. Как всякое подлинное произведение искусства, ее отличает удивительная непосредственность и естественность художественного выражения, достигаемые свободно-живописным расположением зданий. Но эта простота кажущаяся — простота великого искусства.

В сложной лепке объемно-пространственной композиции Соборной площади нет зданий, занимающих фронтально-осевые, центрические положения, ведущие к симметрии, статике. Угловую позицию занимает и доминанта — Успенский собор, который выходит на площадь юго-восточным углом. Как и в композиции Кремля в целом, здания не замыкают перспективу, а дают направление для нового развития пространства, формируют его непрерывную перетекающую систему. Пространства и перспективы развиваются главным образом по диагональным, угловым направлениям, выявляя острые, Прежде всего Дворец съездов трактовался как демократическое сооружение, единственное в своем роде крупнейшее общественное здание страны с исключительным по универсальности диапазоном функций — от политического форума до зрительного зала. С этим связаны композиционные принципы построения открытых трансформируемых внутренних пространств Дворца, их свободное перетекание и взаимосвязанность.

Следующим важнейшим положением творческой концепции динамичные ракурсы, трехмерность объемов.

Предыдущая статьяАрхитектурный ансамбль меняет облик
Следующая статьяСтроение художественного образа в архитектуре