Новаторскую архитектурную форму авторы хотели осуществить в столь же оригинальной и вместе с тем простой конструктивной системе и вечных материалах. Главные несущие элементы здания — четыре диагонально расположенных пилона-знамени, облицованные плитами красного гранита и смальтой. В центричности монументальной композиции, благородстве колорита авторы видели преемственную связь с древнерусской архитектурой. Беломраморные стены Музея с красными или золотыми пилонами-знаменами должны были композиционно связываться с колористкой ансамбля Кремля — его красных кирпичных башен и крепостных стен, белокаменных дворцов и соборов, золотом их венчаний.
Однако авторы не нашли в этом варианте оптимального объемно-пространственного соотношения и композиционной связи, сцепления будущего Музея с окружающими памятниками архитектуры московского центра. Их установка на то, что Музей не должен превышать ни одного из основных зданий Кремля ни массой, ни высотой, оказалась нереальной. Музей в этом проекте в полтора раза выше Пашкова дома, равен по высоте Успенскому собору Кремля и лишь немного ниже Кремлевских башен и храма Василия Блаженного.
Не достигнута в этом варианте и художественно-образная связь Музея с Комплексом Человека, в то время как такая цель ставилась авторами. Неудовлетворенный своими решениями авторский коллектив начал поиск композиции, развитой по горизонтали.
Авторы отвергли целый ряд других вариантов и остановились на теме плиты, создав эпический образ Музея в виде цельного монументального здания-плиты. Лапидарный объем, лишенный какой-либо детализации, опирается на колоссальные триглифы-книги, символизирующие труды Человека. Проект, представленный на первый тур закрытого конкурса, — итог неустанного, длительного и подлинно творческого поиска талантливого коллектива архитекторов — был удостоен I премии.