Смена жанра, даже если памятник и не понизили в значении, может отрицательно отразиться на его восприятии. Далеко не всегда в жилом доме хорошо разместится ресторан или кафе, поскольку интимный, индивидуальный характер архитектуры окажется в противоречии с открытым, общедоступным характером функции, а определенная строгость жилого дома — вместилища размерного тихого быта, образа очага — будет разрушаться увеселительным характером новой функции. Поэтому-то (и это сложилось исторически) маленькие кафе в старых домах часто жмутся в уголку, размещаются в подвалах и именно в таком расположении не только не мешают жилью, но подчеркивают его значение. Если же учреждение общественного питания занимает центральное положение в бывшем жилом доме, такт требует не подчеркивать этого обстоятельства. Так, в Эрфурте ресторан в памятнике XV в. отказался от рекламных вывесок и других специфических признаков своей деятельности. Только некрупно написанное слово ресторан на дверной раме указывает на назначение дома.
Второй, не менее важный аспект связи новой функции и старой архитектуры соответствие функциональной структуры застройки в целом и структуры композиционных акцентов. Как уже отмечалось, даже сильная архитектурная форма мало обращает на себя внимания, если она не подкреплена общезначимым функциональным содержанием. Так, размещение репетиционного зала хоровой капеллы им. Юрлова в церкви Покрова в Рубцове в Москве с утилитарной точки зрения вполне удачно, но для горожан храм не связывается при этом с интересной для них функцией и потому не обращает на себя должного внимания. Или следовало бы здесь хоть изредка давать концерты, или надо включить памятник в новый, сомасштабный ему по архитектуре общественный центр. Тогда памятник ассоциировался бы в сознании с этим центром. Необходимость придавать композиционным акцентам городской среды общественные функции прежде всего ощущается в отношении наиболее крупных архитектурных сооружений и комплексов, отмечающим важнейшие узлы городской структуры, причем здесь важна и сомасштабность функции культурному значению памятника.
Смена жанра
Выставочный зал с экспозициями, посвященными какой-то частной проблеме, может считаться удовлетворительным современным использованием небольшого приходского храма (например, на проспекте Калинина в Москве). Но подобное использование явно не отвечало бы композиционной роли памятников, формировавших в прошлом городской центр (хотя определенное соответствие жанров могло бы быть соблюдено).
Соответствие структуры наследия и структуры современных функций должно быть и в другом. Если комплекс представлял собой моноструктуру, то бывшем дворцовом комплексе или монастыре сегодня десяток независимых учреждений, то даже при удачном использовании каждого отдельного помещения значительность целого теряется, снижается его роль в городе. Так, в Высокопетровском монастыре в Москве расположен и Центральный Совет ВООПиК, и репетиционный зал ансамбля Березка, и музей. Такая многотемность отчасти разрушает цельность образа. К тому же у этих разных арендаторов памятника отдельные входы, отчего монастырь теряет образ замкнутого образования, города в городе.
Для восприятия наследия весьма существенен характер жизнедеятельности в городских пространствах. Так, плотные транспортные потоки, наполняющие русло старой улицы, принципиально меняют ее восприятие. Причем не только для человека, находящегося в автомобиле и движущегося с первоначально несвойственной этому месту скоростью. Улицу иначе воспринимает и пешеход. Если раньше, при небольшом движении, пространство улицы было сердцевиной, стержнем, объединяющим примыкающую застройку (соответственным образом и строилась в сознании человека модель мира), то теперь оно стало препятствием, разъединяющим два фронта домов. Причем разъединение это и зрительное — плохо видны первые этажи домов противоположной стороны, и психологическое — вы знаете, что улицу перейти трудно. Такая ситуация заставляет ставить вопрос о поисках путей для уменьшения транспортных потоков на исторических улицах, что отвечает и требованиям повышения комфортности среды.