Творческие позиции проектировщиков Кремлевского Дворца съездов в основном сводились к следующему. Прежде всего дворец съездов трактовался как демократическое сооружение, единственное в своем роде крупнейшее общественное здание страны с исключительным по универсальности диапазоном функций — от политического форума до зрительного зала. С этим связаны композиционные принципы построения открытых трансформируемых внутренних пространств Дворца, их свободное перетекание и взаимосвязанность.
Следующим важнейшим положением творческой концепции авторов был поиск новаторской архитектурной формы без каких-либо аналогий и стилизации.
Далее авторы ставили цель применить простые, предельно ясные и в то же время монументальные архитектурные формы. Авторы стремились к тому, чтобы архитектурный образ Дворца вписался в ансамбль Кремля, с памятниками которого формы Дворца должны были контрастировать, будучи принципиально иными по своей образности и тектонической природе.
Авторы ставили перед собой и такую задачу, как поиск композиционно-художественных и пространственно-визуальных связей архитектурных форм Дворца съездов и уникальных памятников Кремля с помощью принципов взаимодополнения и соподчинения контрастных форм. Требовалось не только сохранить условия полноценного зрительного восприятия памятников архитектуры, но и устранить дефекты, возникшие в этом отношении в результате неоднократных реконструктивных работ в Кремле в прошлом.
Для того чтобы оценить уровень мастерства в решении всех сложных вопросов авторами проекта, необходимо коснуться основных принципов композиции Кремля и отношения к его ценностям русских зодчих.
Идейно-художественное ядро Кремля — Соборная площадь, которую формируют группа соборов и Грановитая палата. Площадь скомпонована таким образом, что доминирующее здание — Успенский собор — занимает самое высокое место Кремлевского холма при равновеликом, наименьшем удалении от наиболее эффектных частей центра города — набережной города-реки и Александровского сада и наибольшем удалении