Здание «Раутатало»

Эстетическая механика

Лежащий в основе этого здания проект получил первую премию на организованном в 1951 году открытом архитектурном конкурсе. С учетом тех изменений, которые вызваны соседством с расположенными вблизи зданиями или общими указаниями, касающимися центрального района Хельсинки, конкурсный проект был полностью разработан в период с весны 1953 года до осе пи 1954 года…

Правильно вписать здание в городское окружение является такой же трудной задачей, как и его правильное расположение в природной среде. В данном случае существующая городская структура является эквивалентом природного ландшафта. Независимо от того, «чего требует время» ИЛИ какие законы в данный момент определяют характер здания — его каркас, внутреннюю конструкцию или внешний вид,— некий ритмический принцип предусматривает такое проектирование здания, которое вписывалось бы в окружение и образовывало с ним единое целое. Это возможно только в случае, если окружение имеет хоть какую-то архитектурную ценность. Только таким образом можно гармонично застроить центральный район города. Несмотря на то что «Раутатало» построено по принципу «изнутри наружу», при его создании одна из главных задач состояла в ритмически правильном сочетании новостройки с соседними зданиями. Заду — думанный Саариненом силуэт центральной улицы, пожалуй несколько грубоватый, образует кристаллическую массу делового центра Хельсинки. Архитектурным окружением паше- го здания являются высокие деловые постройки города: рядом находится здание банка «Юхдюспатгкки» (арх. Элиель Сааринен), с которым, но сути дела, надо было соединить «Раутатало», напротив — универмаг Стокмана, занимающий целый квартал и являющийся главным зданием делового центра Хельсинки (арх. Си — гурд Фростерус); немного дальше — также высокое здание Хельсинкского банка (арх. Паули Бломстедт), и еще дальше, но тоже входящий в комплекс, — Центральный вокзал Хельсинки, который ныне при помощи синих неоновых букв перекрестили в Железнодорожный вокзал.

Однако при проектировании здания «Раутатало» было невозможно подражать, например, расположенному рядом и построенному 30 лет назад зданию банка, при планировке которого Саарипеи стремился к созданию вертикального по своему характеру и имеющего массивный фасад сооружения. Единственно возможным решением было проектирование здания, которое гармонично сочеталось бы своим ритмом с соседними строениями, но не повторяло бы их композицию.

Так возникла мысль о сетчатом, с металлической обшивкой фасаде, который, по соединяясь с соседними зданиями даже нижними этажами, в то же время гармонировал бы с ними своими вертикальными и горизонтальными линиями.

Здание «Раутатало» имеет двойной фасад: основной несущий каркас находится с внутренней стороны поверхности фасада и несет более легкий каркас, задача которого состоит лишь в образовании оконной и теплоизоляционной систем и в противодействии силе ветра.

Автор считал, что в данном случае лишь легкая и вместе с тем солидная металлическая облицовка явится наиболее решением. В качестве материала для облицовки была выбрана профилированная медь. Учитывая, что И кровля здания выполнена из меди, «Железный дом» по своему наружному виду в действительности является медно-бронзовым домом.

Внутренняя осветительная система здании, предназначенного исключительно для конторских помещений, решена с помощью центрального зала (так называемого мраморного зала) с верхним светом. Мраморный зал перекрыт массивной крышей со стальными балками (пролет 13 м). Освещение осуществляется с помощью круглых потолочных фонарей, которые покрыты цельной стеклянной пластиной. Их прототипом являются фонари в здании типографии.

Позднее подобные фонари были применены в санатории Паймио и в качестве сплошной потолочной системы в библиотеке города Выборга. Постепенно их размеры и методы изоляции совершенствовались, по технические и прежде всего психологические свойства освещения остались прежними. Дополнением является установка искусственного освещения.

С внешней стороны потолочных фонарей на консолях укреплены наружные светильники. Ранее автор применил подобную осветительную систему в здании общежития студентов Аалтосачусетского технологического института В «Раутатало» был учтен и такой фактор: зимой окопные отверстия на плоской крыше легко заносятся снегом, но излучаемое зданием тепло вместо с теплом светильников вызывает удаление снежного покрова с наружных поверхностей фонарей.

Мраморный зал получил свое название потому,

что при его отделке главным образом использовался мрамор. Пол сделан из обычного импортируемого мрамора. Кроме того, вертикальные поверхности облицованы известковым туфом песочного цвета. Принимая во внимание необычный характер известкового туфа, автор считал возможным укрепить его поверхность при помощи обработки пескоструйным аппаратом, при этом пористая поверхность камня приобрела вид, приблизительно такой, какой он имеет на склонах итальянской Ривьеры.

Мраморный зал, служа внутренним источником света, является также архитектурным центром здания, где размещены дневное кафе и ряд деловых помещений.

Предыдущая статьяМонументальные архитектурные формы
Следующая статьяФорма архитектурного пространства