С первых дней возникновения исходных форм циркового искусства (выступления скоморохов, бродячих артистов, старых балаганов, «театра акробата»), цирк становится главным любимым народом видом театрализованных зрелищ, огромной важности орудием влияния и воздействия на трудящиеся массы средствами искусства.
Зародившаяся в стране в послереволюционные годы массово-агитационная пропаганда Коммунистической партии, впервые в полном объёме учитывает данный фактор, выдвигая задачи превращения нового «цирка» в крупнейший объект политического воспитания и культурного отдыха трудящихся.
Развернувшиеся в стране в середине 20-х годов формы театрализованно-массовых зрелищ, сопровождавшиеся митингами, демонстрациями, народными торжествами и гуляньями, оказывают значительное влияние на реорганизацию пространственного построения цирков.
Сеансы кинопоказов, как средство визуальной интерпретации происходящих социально-экономических преобразований в стране в целях ликвидации политической неграмотности общества, также находят широкое применение в развернувшейся массово-агитационной пропаганде идей революции. Киноискусство включается в общую функциональную структуру новых общественных зданий.
Возможность трансформации цирковой арены и главных залов сооружения под организацию массовых собраний, съездов, выступлений, театрализованных представлений, кинопоказов становится неотъемлемым архитектурно-планировочным элементом здания цирка.
Партийное совещание по вопросам театра, которое состоялось при ЦК ВКП(б) в мае 1927 г. поставило перед советским цирком ряд серьезнейших задач: преобразование конструктивных и планировочных элементов цирковой эстрады (элементы дореволюционного цирка и эстрады, обслуживающие значительные слои трудящихся, не соответствовали требованиям советской действительности) и превращение цирка в место показа достижений здорового спорта, ловкости, виртуозности за счет включения в содержание цирковых номеров элементов «социально-воспитательного порядка».
В России впервые стационарный цирк под именем «Олимпического» был построен в Петербурге в 1827 году. Спустя год его здание приспособили также п для устройства драматических спектаклей, за что «Олимпийский цирк» получил в дальнейшем название «Нового театра». Представления тех лет уже показывали неразрывную связь цирка и театра, что четко прослеживается в одной из афиш 1830 года: «Будет дан большой комический пантомимный балет под названием «Арлекин-садовник или Пьеро-лекарь», с новыми декорациями, состоящими в 10-ти различных видах, с машинами и полётом, устроенными в наилучшем натуральном виде Г. Мекком, числом до 50 или 60 превращений, как-то: удары грома, молния с большой бурею или, так называемым ветром, ураган, причем вся сцена покроется облаками и сделается темнота, наподобие ночи. В это время будут летать птицы, подобные живым: после сего, постепенно будет делаться рассвет с восхождением солнца, и сцена превратится в сад с великолепными деревьями, которые, подобно натуральным, будут колебаться от ветра. Превращающийся колодезь. Проворная тележка. Превращающаяся будка. Беседка. Невидимый стол. Зимние горы. Цирюльня. Наконец, последняя сцена, составленная из 20 превращений, перемещающихся в три вида, из коих последний представит множество лебедей, изрыгающих из своих гортаний воду, и составлено будет большое табло».
Сценическое оформление декорациями, динамика движений, работа с костюмами, хореографией, пантомимой, создание бутафории, световых и шумовых эффектов, знаков, символов становятся выражением интеграции циркового и театрального видов искусств.
Ориентация на массовые театральные зрелища, театрализация культурной жизни, попытки создания многофункционального массово-агитационного пространства получили явное свое основание в проектировании и строительстве «Цирков-Театров» в кон. 20-х нач. 30-х гг. в центрах крупных пролетарских областей, играющих в революционной истории страны колоссальную роль.
В числе немногих городов страны Иваново-Вознесенск (с 1932 г. — г. Иваново), как главный опорный пункт пролетарской революции, был одним из крупнейших центров развития и активизации политической пропаганды посредством ахитектурно-художественного языка. Коммунистическая партия придавала исключительное значение созданию в городе, с достоинством носившем звание «Родины первого Совета», «Красного Манчестера», «кузницы пролетарских кадров», крупного массово-агитационного ядра, направленного на укрепление позиций пролетариата и совершенствование и повышение культурно-политического, нравственного и эстетического воспитания трудящихся.
«…если прекрасные здания цирков строятся в Воронеже, Саратове, Казани и других городах, то Иваново, почти с четырьмя десятками тысяч рабочих и семью десятками тысяч членов профсоюзов, заслуживает более «благосклонного» к себе отношения со стороны Управления Госцирками».
Директивы превращения в 1931 году Иваново-Вознесенска в действительно социалистический и культурный центр области выдвигали требования скорейшего строительства в городе жилых и общественных комплексов в целях повышения условий жизни, труда, отдыха и досуга трудящихся. В сентябре 1929 года Центральное Управление Государственными Цирками РСФСР (структура учреждения: Народный Комиссариат по Просвещению — Управление Государственными Академическими Театрами — Центральное Управление Государственными Цирками), в лице управляющего Госцирками Данкмана, утверждает начало строительства нового циркового здания в Иваново-Вознесенске. Ивановский Горсовет и Центральное Управление Госцирками должны были в равных долях участвовать в финансировании строительства и дальнейшего времени эксплуатации здания.
Здание цирка предъявляло собой завершенную архитектурную композицию в предметно-пространственной среде города лаконичный полусферический серебристый объём купола, окружённый дугообразной геометрически правильной ступенчатой формой, являлся центральным композиционным ядром набережной города. По обеим сторонам главного входа устраивались два мощных полукруглых пилона, в которых разбивались парадные освещаемые лестницы, соединяющие три яруса фойе. Вертикальные контрфорсы, ограничивающие сектор технических помещений, усиливали основную несущую конструкцию здания.
Полусферический купол цирка, диаметром 50 м и высотой 24,8 м, имел открытую систему деревянных решётчатых ферм-полуарок с раскосами типа «Гау», поддерживающих свод. Как описывал своё архитектурное творение инженер Б.Лопатин, «в Иванове только одно здание цирка — как по внешнему оформлению (с основным объёмом полушария), так и по внутренней обработке — имеет открытую конструкцию… Во многих случаях и внешнее оформление здания должно подчёркивать и выявлять конструктивное содержание его». Впервые использующийся принцип демонстрации конструктивных элементов здания придавал ощущение грандиозности архитектурного сооружения, нежели ранее используемая в строительстве гладко-сферическая поверхность свода.
В центре полусферического объёма размещался зрительный зал с главной цирковой ареной, окружённой тремя ярусами зрительских мест. Позади арены, посредством освобождения нескольких рядов стульев, устраивалась сцена-эстрада для проведения костюмированных театрализованных представлений и выступлений ораторов во время митингов и съездов.
Конструктивно-планировочные особенности и точные расчеты здания цирка (необходимый уклон пола, профиль потолка и объём зала, тип и размеры арены и демонстрационной площадки и т.д.) создавали возможность изменять архитектурную-просранственуюсреду сооружения с помощью трансформируемых устройств без нарушения высоких акустических и звукоизоляционных свойств.
В создании сценического пространства применялся принцип творческого построения мизансцен за счет возможности трансформации планшета основной игровой площадки.
Смешанный характер цирковых, концертных и театральных действий требовал от инженера (в решении зрительного и сценического пространства) определения точных размеров и расчетов параметров игровой площадки и конструкций полусферического купола. Гениальность инжереной мысли была доказана минимальной величиной усадки (всего 25 миллиметров) купола после удаления центральных деревянных опор по завершении строительства цирка.
Основной объём зрительного зала был окружён двухэтажным струпенчатым объёмом технических и подсобных помещений артистов и обслуживающего персонала в сочетании с блоком «гостиницы» для животных. Быструю эвакуацию зрительской аудитории обеспечивало размещение по периметру здания четырех освещаемых противопожарных лестниц, имеющих непосредственное сообщение с главным зрительным залом и техническим блоком.
Строительство цирка велось на территории сада яслей фабрики БИВМ. В связи с этим, помещение освобождалось, а ясли переводились в другое здание. 28 сентября 1933 года в г. Иваново состоялось торжественное открытие нового крупнейшего в Союзе цирка. Здание, вмещающее 3 000 человек, построенное по последнему слову техники, по праву считалось уникальным инженерным сооружением, выдающимся памятником конструктивизма.
Идеологическая направленность нового массово-агитационного ядра города отразилась в проведении политически направленной общественной деятельности в последующие экслуатационные годы. Цирк стал местом выступлений революционеров и большевиков-подпольщиков города — А. С. Бубнова, Н. А. Жиделева, Ф.Н.Самойлова. 25 мая 1935 года в здании цирка состоялось торжественное заседание в честь тридцатилетия всеобщей политической стачки и первого Иваново-Вознесенского Совета рабочих депутатов 1905 года, городского Совета с участием представителей общественности, депутатов первого совета и участников стачки.
«Описание цирка, анализ его уникальных конструкций вошли в издания «Всеобщей истории архитектуры» и в учебники для архитектурных и строительных ВУЗов. Макет старого цирка хранится в Московском музее архитектуры, а в 1981 году экспонировался на Международной выставке «Москва-Париж».
На основе функциональных и архитектурно-планировочных принципов разработанного проекта «цирка-театра-кино» в Иваново-Вознесенске (арх. Виленский и Яковлев, 1929 г) в 1931 году архитектурное общество ВОПРА создаёт и публикует в журнале «Советская архитектура» универсальный проект «цирка-театра», предназначенного к постройке в Нижнем Новгороде, Баку, Свердловске и Ростове-на-Дону.
Проектируемое здание «цирка-театра», общей кубатурой 90 000 м3 и площадью застройки 7 510 м2, представляет собой многофункциональный комплекс культурно-массового действия для проведения цирковых, театральных действий и киносеансов, а также комбинаций из данных видов представлений.
Входная группа здания решена включением в единый объёмный блок фойе с оборудованным гардеробом и вестибюля с необходимым, расчетным количеством касс. Фойе запроектировано в два яруса.
Главный зрительный зал «цирка-театра» представляет собой полусферический объём с расположенной в центре цирковой ареной, окруженной амфитеатром зрительных мест, обращенных в сторону театральной сцены. Планшет сцены находится на одном уровне с ареной, в сочетании с которой трансформируется в единую театральную площадку, вклинивающуюся в гущу зрителей. Напротив сцены устраивается кинобудка. Безупречный расчёт высоты перепада ступенчато возвышающихся рядов создаёт оптимальный размер визирного угла поля зрения с любого зрительного места, как на арену, так и на сцену. Для создания световых эффектов постановочных театрализованных представлений в окружении амфитеатра и на балконах предполагается установка световой аппаратуры. По внешнему кольцу зрительного зала размещаются две большие освещаемые парадные лестницы.
«В случае театрального действия на сцене на месте арены устраивается партер, расположенный на движущейся площадке, которая при необходимости (при цирковых действиях) может передвинуться на сцену и быть повернута поворотным кругом на 180°, т. с. к арене. Для быстроты смен декораций на сцене устроен поворотный круг, которому соответствуют движущиеся площадки-фурки. Три фурки образовывают круг. На фурках монтируются постановки в боковых сценах, расположенных под углом в 45° по отношению к сцене. Смена действий происходит следующим образом: смонтированная фурка подаётся к поворотному кругу и поворачивается к зрителям, тогда использованная фурка отходит в боковую сцену, где монтируется следующий эпизод и т. д.
Действие может происходить также на двух и на всех трех фурках. Когда действие должно разыгрываться на двух фурках, тогда с двух сторон смыкаются две фурки и поворачиваются к зрителям на 180°. В этом случае третья фурка отходит назад, и затем лишь переводится в боковую сцену. Весь круг имеет возможность переместиться на арену, где может разыгрываться действие. Передвижение площадки в гущу зрителей может быть эффектно использовано аналогично моменту наплыва в кино. К фуркам притыкают добавочную площадку для увеличения площадей, на которой разыгрывается действие».
Вокруг поворотной сцены расположены подсобные помещения: артистические уборные, реквизиторские, бутафорские, мастерские и пр. Перед входом в зрительный зал, в зоне доступа парадных лестниц, располагаются буфеты во втором и третьем ярусах. Проектом предусмотрено размещение оркестра у партера сцены во время театрализованных представлений и вариация его расположения на балконе во время цирковых или комбинированных действий.
К полусферическому объёму цирка примыкает отдельным корпусом цилиндрический объем технического блока для размещения животных. В наличии помещения для крупных и мелких зверей, экзотических животных и конюшни на 38 лошадей. С соблюдением технологических и санитарных норм над конюшнями удалось разместить уборные цирковых актёров с комнатой отдыха, костюмерные и прочие технические помещения. Для ухода за животными запроектированы помещения врача, изолятор на 2 лошади и специализированный ветеринарный станок. Параллельно подсобным помещениям по длинному прямому коридору осуществляется выход к центру арены, перед которой организовано небольшое уширение для подготовки актёров, ожидающих своего выхода. Большое внимание в проектном предложении цирка уделяется требованиям противопожарной безопасности и организации необходимого количества эвакуационных путей и выходов как посетителей и обслуживающего персонала, так и животных. Вестибюль, помимо главного входа, оснащён добавочным фронтом дверей для быстрой разгрузки здания. Кроме того, в разных блоках цирка произведено устройство дополнительных эвакуационных выходов. По всему наружному периметру амфитеатра и основного объёма здания запроектировано более десятка противопожарных лестниц, часть из которых ведёт в фойе второго яруса и часть на верхние ряды зрительских мест. Для быстрой эвакуации животных во время пожара «конюшни» оснащены тремя просторными выходами.
Основу наружных стен здания образует упрощённый железобетонный каркас с заполнением кирпичом по системе Герарда. Эта конструкция представляет собой возведение двух параллельных стен, наружной и внутренней, толщиной в полкирпича с заполнением средней части облегчённым теплопроводным материалом. Несущая конструкция купола состоит из отдельных деревянных арок, покоящихся на железобетонном кольце и связанных вверху железным кольцом. Стены сцены кирпичные, перекрытия деревянные, конструкция амфитеатра — железобетон.
К сожалению, многие представленные к строительству проекты «цирка-театра» не нашли своего воплощения ввиду снижения активности массово-агитационной пропаганды, смены политических взглядов и архитектурных течений. Первый возведённый в стране многофункциональный «цирк-театр-кино» в г. Иваново из-за неправильной эксплуатации пришёл в аварийное состояние и в 1977 году был ликвидирован, а на его месте в 1983 г. построено типовое здание цирка на 1700 мест им. Владимира Волжанского, уроженца города, «выдающегося деятеля циркового искусства, лауреата гос. премии, народного артиста есер, автора уникальных аттракционов «прометей» и «звёздные канатоходцы».
Однако, создание «цирка-театра» было одним из начальных этапов эволюции формирования многофункциональных массово-агитационных пространств культурно-зрелищных учреждений в конце 20-х — начале 30-х годов XX в. в целях укрепления идеологических позиций пролетариата посредством архитектуры.
Основные принципы пространственного построения структуры зданий в проектных предложениях цирка Иваново-Вознесенска, Свердловска, Ростова-на-Дону оказали существенное влияние на дальнейшее развитие театрально-зрелищных сооружений и отобразились в строительстве крупнейших зданий театров массового и синтетического действия.