В огромном зрительном зале Большого театра, по высоте превышающем Большой зал Дворца съездов соответственно), человек значителен, группы людей на фоне многоярусных, масштабно моделированных стен зала выразительны в своей массе.
Наружные формы Дворца съездов соразмерны человеку: масштабны членения его основного объема с частым шагом пилонов; масштаб входного объема-тамбура, может быть, даже несколько преуменьшен: возле него фигура человека выглядит крупноразмерной; в зале человек крошечен.
Физическая величина архитектурного пространства сама по себе не может быть соразмерна или несоразмерна человеку; качество масштабности создается функционально обусловленной характеристикой пространство формирующих элементов.
Масштаб большого зала Дворца съездов и должен был быть значительным, его основные членения (формы консольного амфитеатра, подвесного светящегося потолка, пластичных падуг его плафона) и должны быть крупными. Вместе с тем в композиции интерьера нет элементов, соразмерных человеку. Вертикальные ряды реек, покрывающие стены, воспринимаются как крупночлененная немасштабная фактура; велик для интерьера размер традиционного руста мягкой обивки низа стен и т. д.
Феноменально несовпадение восприятий этого грандиозного архитектурного пространства, кажущегося гигантским в натуре и относительно небольшим на фотографии большой зал кремлевского дворца съездов.
Это свидетельствует о том, что Большой зал имеет членения и детали, характерные для архитектурных форм меньшей величины.
Такова магия архитектуры. Архитектурные членения, масштабные в относительно небольших интерьерных пространствах, оказались несоразмерными человеку в гигантском зале московского Дворца.