Буржуазия после революции предала осуждению изысканное убранство аристократических салонов. Революционное искусство требовало простоты и естественности, стремилось развивать классицизм в сторону простого, сурового и строгого стиля. Классицизм периода Наполеоновской империи носит название ампир (от фр. означает «империя»). Ампир отличался большой суровостью и лаконизмом форм. В ампире взял верх курс на римское искусство. Стиль становится официальным для империи. Он длился первые 15-20 лет нового XIX в. Наивысший расцвет ампира — 1804-1813 гг.
За образец принимают искусство Римской империи, величие цезарей и военную мощь государства. Новые постройки должны были символизировать торжественную мощь, прославление военной силы империи — отсюда и название ампир. Стиль ампир и его эмблемы — буква N, орден Почетного Легиона, лилии, звезды, орел, связки трофеев — прославляли империю Наполеона.
Обилие атрибутов войны в ампирной обстановке отражало ход исторических событий того времени. Моду на Египет породила египетская компания Наполеона.
Подражание античности было доведено до крайности. Обстановку жилища также стали устраивать на греко-римский лад. Император Франции пытался окружить себя обстановкой римских императоров. Стиль создавался искусственно, по приказу сверху.
В стремлении новой элиты подражать римлянам было много показного и театрального. Отличительной чертой стиля ампир была нарядность, вызывающая чисто декоративный эффект, суровое величие и строгая красота, парадность и торжественность. Античные формы слепо копировались по схеме, что вылилось в своеобразную манерность.
Искусство стало масштабным и монументальным, ему были присущи холодный пафос и рассудочность, парадное великолепие и театральность. Спальня Наполеона представляла собой подобие походной палатки римского полководца. Парадность и торжественность архитектурных форм как нельзя лучше подходили к идеологии и запросам времени. Античная правильность была возведена в закон и стала для зодчих обязательной. Преобладающий ордер — греко-дорический. Для усиления контраста между гладью стены и колоннами стали использовать цвет. Белые колонны и скульптурные детали резко выделялись среди окрашенных в светло-желтый, голубой или зеленый цвет стен.
В фасаде ампира было пристрастие к тяжеловесным дорическим формам: дорические колонны, чаще всего без каннелюр, встречаются в порталах жилых домов. Домам старались придать величественно классический вид с помощью пристройки двух колонн с антаблементом и фронтончиком. Колонны на фасадах суживали кверху. В окнах первого этажа строили римское полуциркульное перекрытие с соответствующими расчленениями. Венчающие карнизы были выполнены в виде римских форм консольных карнизов. Верхним завершением фасадов служил высокий аттик и довольно крутой, строго выполненный фронтон. Поверхности стен оставляли гладкими или слегка оживляющими полуколоннами и легкой рустиковой отделкой. Украшения фигурами и орнамент применялись весьма скудно; кроме римских декоративных элементов, больших розеток и жестких лавровых венков и гирлянд, встречались еще рельефные плиты в античном духе, помещаемые в углублениях здания.
Ампирный интерьер
Ампирный интерьер носил явно сибаритский характер. В интерьерах ампира царили покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия, холодная торжественность и точный расчет. Суровая лаконичность полированной глади красного дерева, простые и строгие линии композиции оживлялись крупными пятнами рельефной, великолепно вызолоченной, мерцающей матовым блеском бронзы. В интерьере наблюдалась монотонность и спокойный ритм повторяющихся деталей, а также пристальный интерес к декоративности древностей — помпейские фрески, победные трофеи и орлы, лавровые венки, пирамиды, капители с лотосовыми цветами и сфинксы, напоминающие о походе императора в Египет. Белый цвет и боязнь более теплого колорита были присущи интерьерам той эпохи.
Стены делили пилястры и колонны. Здесь царила белая с золотом лепная отделка. Мебель красили в белый цвет с золочеными бронзовыми украшениями. Стены затягивали тканями, драпировали на манер античных одежд, или оклеивали обоями со строгим рисунком. Экономно введенные в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчали строгость линий и суровость белого. Вместо драпировок использовали прямые занавеси с широкой каймой внизу, на кольцах, нанизанных на копья. Стены оклеивали бумажными обоями и расписывали клеевой краской в виде фресок. Окраска ампир была также интенсивная и контрастная: алый, небесно-голубой, лазурный цвет морской волны, пурпур, малиновый, синий, зеленый и желтый цвета. Широко применялась позолота. Использовались шелковые ткани для обтягивания стен.
Мотивы украшений стен — мечи, копья, щиты, лавровые венки, крылатые сфинксы. Ленты и гирлянды уступили место лавровым венкам, скульптурным рельефам, символам воинской славы — мечам, шлемам и панцирям.
В орнаменте: наряду с лиственными венками, драпировками и лентовыми петлями применяли еще и античные пальметки, розетки, скрещивающиеся факелы, головы овна, вазы с меандровы- ми ручками, египетские декоративные мотивы.
Полы настилали из паркета, составленного из цветных пород дерева. Потолки окрашивали в белый цвет или отделывали по углам простым декором, или сплошь кессоны по римским образцам. Стиль ампир заимствовал мотивы помпейских росписей и египетского искусства.
Никогда еще мебель не была столь статична, монументальна и «телесна». Римские образцы использовали в оформлении стен, обивочной ткани, занавесках, постельных покрывал и в мебели. Стилевое единство в этот период достигло апогея. Мебель возвратилась к прямолинейным очертаниям и симметрии. Большую роль играла фактура материала. Важен был рисунок и расположение струй и слоев дерева. Использовали следующие породы дерева: клен, яблоня, акация, бук, дуб, орех, липа, груша, самшит и корень вяза. Наиболее распространенный материал — темное красное дерево. Из светлых породы деревьев — клен, ясень, черешня, лимонное дерево. Фанеровка делалась из темного красного или черного дерева. Красное дерево плохо поддается резьбе, поэтому при работе с ним применяли бронзовые накладки. У мебели из красного дерева ножки делали в виде четырехугольных столбиков или колонок, последние — с черной полировкой или с капителью и базой из позолоченной бронзы. Плоскости комодов и шкафов оставляли гладкими, снабжали тонкими изящными металлическими орнаментами.
Типичны были гладкие полированные поверхности красного и черного дерева, белый лак в сочетании с бронзой тончайшей работы и золочением. Инкрустацию не использовали. В ампире во всем был поддельный блеск и поверхностный лоск. Иногда использовали маркетри из мрамора, фарфора, малахита или керамической плитки. Детали резного декора в форме львов, масок всегда золотили. Узоры бронзы были четко симметричны. Применялась бронзовая пластика в виде фигур животных.что придавало мебели аляповатость. Бронза постепенно заменялась позолоченным папье-маше.
Мебель ампира
Мебель ампира — это красное дерево с позолоченными бронзовыми орнаментальными деталями, украшения из блестящей или матовой бронзы — независимые части мебели, также как и колонны, пилястры и карнизы. Ампирная мебель трактовала одну и ту же тему, она стилистически была едина. Украшения — полоски из латуни, вытянутой или гофрированной. Наладилось массовое изготовление таких металлических украшений для мебели. Используя светлое сандаловое дерево, мебель украшали колоннами, вазами, трофеями, гирляндами из лавровых венков и лент.
После египетского похода Наполеона в декоре мебели появились фигуры загадочных сфинксов, стройных кариатид, напоминающих мумии, с головами египтянок и спеленутыми ступнями ног, фантастические животные и птицы — львы, грифоны, орлы и лебеди, химеры и сирены, фигуры женщин в античных одеждах. Они все поддерживали подлокотники кресел и диванов, служили опорой консолям и столам. Изображались львиные, орлиные или козлиные лапы, бараньи головы, львиные маски, лебеди, сирены. Опоры — грифоны, дельфины, тритоны, гермы, кариатиды, атланты. После египетского похода Наполеона появились фигуры сарацинов, сфинксы, иероглифы.
Мебель для сидения была жесткая. Удобства пользования не брали во внимание.Стулья были несколько проще кресел, причем их спинке часто придавали форму лиры. Лира — наиболее распространенный мотив стиля ампир. В мягких изгибах стульев и кресел проявлялась забота об удобстве сидения. Передние ножки мебели для сидения — гермы. Подлокотники поддерживались фигурами львов, грифонов, лебедей. Ножки кресел стали прямыми или в виде балясины с каннелюрами — вертикальными желобами на стволе колоны. Иногда их украшали резными гирляндами. В начале XIX в. сидения уподобляли египетским и римским тронам.
Обивка мебели для сидения — алое сукно с черными бордюрами, кожа, шелк со звездами и розетками на сетчатом узоре. Преобладали цвета: синий, желтый, терракот. Обивочный материал делали с изображением античных ваз и сценами из сельской жизни. Ткани заимствовали рисунки из изображений на греческих и этрусских вазах.Орнамент использовали геометрический и растительный: пальметты, меандр, плетенки, лавр, пальма, лотос, акантовые листья.
Большую роль в обстановке играли диваны. Стоят они на тумбах, львиных лапах; боковушки в виде льва, лебедя, грифона, крылатого сфинкса. С начала XIX в. диваны становятся обычной мебелью. Появились диванные — специальные комнаты, где диваны располагались по всем стенам. Для боковин диванов использовали мотив рога изобилия, одинаковые боковины S-образной формы. Такие же боковины делали и у кроватей.
Новый вид мебели — рекамье — короткая элегантная кушетка с высоким, плавно изогнутым изголовьем, имеющим форму не то гондолы, не то лебединой шеи.
Названа в честь мадам Рекамье — обладательницы такой кушетки. Характерная черта — своеобразные валики в кроватях и диванах. Кровати стали делать с прямыми спинками.
Самой распространенной формой кровати была ладья. Получила распространение и «патриотическая» кровать. Кровати стали модными ложами, подобными трону, скрытому под шатром на скрещенных копьях. В 1824 г. французский мастер Делагль изобрел сеточные матрасы для кроватей. Кровати делали на цоколях, в форме римского саркофага, или ладьи.
ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ
Особенно модно стало псише — высокое напольное зеркало на стойках в виде колонн, опирающихся на цоколь. При конструировании стульев, столов и зеркал предпочтение отдавали симметрии. Зеркала были напольными огромными, но имелись и небольшие зеркала на подставках — их ставили на столики.
Каминные экраны и ширмы обтягивали гобеленами и другими дорогими, отделанными вышивкой, тканями. Экраны ставили и перед подсвечниками. Жардиньерки стали делать в форме античных бронзовых алтарей, трипосов. Со временем появились в интерьере предметы, целиком выполненные из бронзы, серебра или стекла. Популярны были канделябры на одной ножке. Камины имитировали античные надгробия.
Мастера изготавливали изделия из золоченой бронзы — настольные часы, чернильные приборы, канделябры, бра, люстры и многое другое. Хрустальные подвески у люстр вышли из употребления, и структурная основа и украшения люстр полностью выполнялась из бронзы.
Когда Наполеону принесли эскиз канделябра, он написал: «Поменьше украшений: ведь канделябр будет служить императору!». В период ампира делали подсвечники в виде совершенных по форме античных колонн со сдержанным измельченным, но грациозным декором в виде аканта, пальметт, цветков лотоса, жемчужных нитей, меандра и женских кариатид и сфинксов. Популярны были подсвечники из фарфора или популярного бело-голубого или бело-коричневого веджвудекого бисквита.
Люстры из металла или хрусталя использовали для праздника. Люстры были двух типов. Более легкая (французская) и нарядно украшенная имела форму балдахина, образованного нитями жемчуга, которые ниспадали с пальметообразной кроны и внизу протягивались сквозь обод с декоративно изогнутыми кронштейнами. Второй тип — колоколообразная (немецкая или английская) люстра состояла из нескольких ободов, которые уменьшаясь кверху, соединялись нитями жемчуга и увешивались кистями стекла призматической формы. Бронзовые люстры тонкой чеканки были характерны для Франции, чашевидные или состоящие из лавровой кроны с орлом, лирой и пальметтой из металла и дерева — для Германии.
Важной частью интерьера были часы на алебастровых колоннах с латунными фигурами и скорбящим гением, в котором особенно ясно чувствовалось влияние античности; настольные часы в виде вращающегося вокруг собственной оси шара с кольцом в качестве циферблата, каминные часы в стиле ампир и часы в виде урны. Каминные часы в стиле ампир — это гарнитур с подсвечниками или парфюмерией. Необыкновенно популярны были часы в виде колонны с колоннадой из дерева или алебастра перед зеркалом. Важный предмет обстановки — клавир — музыкальный инструмент, который распространился во все страны мира. Ненависть к Наполеону сокрушила стиль ампир.
Интерес к паркам в первой четверти XIX в. заметно ослабел. Имения и усадьбы стали рассматривать как источники доходов. В этот период пейзажные парки продолжали существовать, но становились парками настроения. Они ласкали взор естественностью и разнообразием свободных живописных контуров полян, озерных берегов или дорожек. Они служили напоминанием о поездках в дальние страны. Их задача заключалась в пробуждении чувств и воспоминаний, создании художественных образов и поэтических ассоциаций. Они вызывали те или иные эмоции — радость или грусть. Ампирный стиль в садовом искусстве нарушил живописную чистоту пейзажного парка. В садах появились фантастические и причудливые архитектурные сооружения и затеи. В моду вновь вошли выгнутые аллеи, фонтаны и фигурно стриженные деревья. Фонтаны делали без скульптур, они били прямо из зеркала пейзажного водоема. Достигло размаха увлечение цветниками, устраивали даже картинно-мозаичные клумбы с сюжетными изображениями, а также цветочные часы с механическими стрелками.
Пейзажный парк первой половины XIX в. задумывался как целая программа восприятия картин природы в движении, ряд зрительных образов и впечатлений. В связи с этим достигло расцвета искусство построения прогулочных дорог. Парки ампира обладали своеобразной «пейзажной элегией». В это время в парках создавали мемориальные рощи, посаженные в честь каких-либо важных событий, строительство фамильных мавзолеев. Каждое сооружение в парке имело символический смысл.
В это время появилась мода на дикую природу со скалами, шумными водопадами, мрачными пещерами и др. В парках стали делать шире аллеи, их очертания стали более плавными. Весьма популярна стала имитационная скульптура — раскрашенные фаянсовые, гипсовые или бетонные фигурки птиц, животных, гномов, установленные прямо в траве или в кустах. В 1830 г. в Западной Европе появилась первая газонокосилка, что способствовало росту популярности газонов
Характерная черта парков XIX в. — увлечение экзотическими растениями, которые высаживали обособленными группами в почву или в горшки. Гуляющие совершали ботанические путешествия по всему миру. В садах были популярны зеркальные шары и другие зеркальные поверхности, которые наполняли их игрой солнечных зайчиков.