Два этих исторических архитектурных слоя (или ступени) прекрасно гармонизированы во всех отношениях. Вместе с тем они не могли бы противостоять зданию Верхних торговых рядов, пусть одноплановому, чрезмерно измельченному и рыхлому в своей пластике, но превосходящему Кремлевскую стену своими физическими массами и явно рассчитанному на доминирование в пространстве площади, Господствующее значение пространственно-ступенчатой композиции в ансамбле усиливает здание Сената в Кремле, образующее ее третий архитектурный план.
В этом взаимодополнении слагаемых — сила художественного воздействия всей пространственной системы ансамбля и формы Комплекса, органично включенного в строй архитектурных форм Кремля. Его ничто не подавляет: ни мощная Кремлевская стена и ее высокие башни, ни храм Василия Блаженного, ни тем более здание Верхних торговых рядов и Исторического музея. Это делает Комплекс доминантой Красной площади и придает ее ансамблю пространственное равновесие и величие.
На этом же принципе взаимодополнения и гармонического единства противоположностей основаны художественные, ансамблевые связи ступенчатой пирамиды Комплекса, стройных силуэтов башен Кремля, храма Василия Блаженного и лапидарной крепостной стены. Острое чувство ансамбля помогло зодчему найти связь нового сооружения с историческим архитектурным окружением в широкой гамме композиционно-ансамблевых закономерностей: ритме объемно-пространственных структур, материале и тектонике, масштабе форм и цвете. Комплекс органически вошел в историческую архитектурную среду и кардинально преобразовал ее как новая доминанта.
Ступенчато-ярусная структура здания определяет его взаимосвязь с окружающими древними высотно-ярусными постройками; вместе с тем распластанность объема (высота и основание которого относятся как контрастно отличает его от окружающих архитектурных форм. Цветовые композиции
Общности цветовой композиции ансамбля — полное различие природы материалов и их цвета.
По отношению к формам стен и башен Кремля и особенно филигранной композиции храма Василия Блаженного Комплекс скомпонован в сложных связях размерностей и масштаба. Формы его основания (нижние ярусы) созданы в размерности и монолитной цельности мегалитических памятников, а формы венчания — в равно-масштабных отношениях с формами исторического архитектурного окружения. Это особенно наглядно проявляется при восприятии здания с близких расстояний, когда он проецируется на Покровский собор и венчающие части башен Кремля. Остро контрастны рафинированная пластика многообразных форм окружения и предельная простота лапидарных крупных форм Комплекса. Размеры его простых форм и циклопичность полированных гранитных блоков по сравнению с кирпичной кладкой и филигранными, тонко моделированными деталями исторических памятников выделяют его как абсолютную архитектурную доминанту.
В архитектуре сильная, укрупненная форма требует и большого пространства. Вот почему физически небольшое сооружение здания не теряется в обширном пространстве Красной площади, а овладевает им. Предельная простота, лаконизм и укрупненность форм — основное свойство многих выдающихся произведений архитектуры. Виртуозная простота — показатель содержательности формы.
Восприятие подобной архитектурной формы — сложный, длительный процесс.
Глубина содержания художественного образа здания и его доминантность в ансамбле раскрываются не в статике, а в длительном созерцании: по мере спокойного приближения к Мавзолею, когда он постепенно вырастает перед зрителем и, наконец, заполняет зрительный кадр во всем величии своих крупных, простых и ясных форм, а тонко моделированные объекты архитектурного окружения остаются. Творческие решения
Значительной дистанции, сохраняющей их визуальное соподчинение новой архитектурной доминанте. Безошибочный расчет мастером дистанции, выраженной в художественной трактовке форм Комплекса, несравненно меньшего по размеру, чем окружающие исторические архитектурные сооружения, решил вопрос о главном и соподчиненном в ансамбле и его единстве.
Контрастные по размерности, масштабу и материалу формы здания и его исторического архитектурного окружения зодчий согласует путем сближения масштаб-
Комплекс Человека при непосредственной близости его восприятия и его главенство над прежней архитектурной доминантой ансамбля
Возрастание идейно-художественной роли здания в процессе последовательного приближения к нему: вид от здания Исторического музея и с середины площадного строя их венчающих частей.
В ансамбле каждый элемент подвижен и вместе с тем связан с другими внутренней цементирующей композиционной связью. На этой основе и возникает зрительная пространственная гармония форм, их композиционное сцепление. Отсюда — многообразие, полифонизм архитектурных образов ансамбля.
В архитектурном ансамбле, как и в музыкальном, все взаимосвязано. Каждое здание должно выполнять свою художественную функцию в архитектурном ансамбле так же совершенно, как отдельный исполнитель в музыкальном ансамбле. Звучание доминанты ансамбля зависит от архитектурного окружения (сопровождения). площади при восприятии с главных точек обзора (от Исторического музея). В нем участвуют все уникальные, солирующие сооружения исторических эпох и Мавзолей-трибуна. Каждый элемент этой уникальной градостроительной композиции становится более выразительным от взаимодействия с другими, и все вместе они образуют величавый, единственный в своем роде ансамбль. На фоне крепостной стены (фронтальная точка зрения) композиция здания так же лаконична, как и его ближайшее архитектурное сопровождение (Кремлевская стена). Стремительный взлет Кремлевских башен, плавный и спокойный купол над Сенатом — ныне зданием Верховного Совета — не только выделяют центр площади, но играют важную роль в выявлении значения Комплекса.