Миграция является объективной особенностью и России, и современного мира; она, особенно при больших масштабах миграции, существенно влияет на общество и на архитектуру. Как уже указывалось ранее, миграция для общества и его экономики имеет негативные и позитивные последствия. Миграция, особенно в начальной стадии, создает социально-экономическую напряженность в городах и странах в связи с вхождением в их устоявшийся, давно сложившийся образ жизни (включая культуру и удовлетворение потребностей) новых групп людей с отличающейся культурой, образом жизни, потребностями. Необходимо значительное время для постепенного «врастания» этнических групп в новое для них общество, которое проще всего происходит при проживании мигрантов в обособленных этнических районах.
Безвозвратные мигранты, как правило, создают в новых местах проживания изолированные по этническим признакам районы, в которые они переносят этнические особенности своей культуры, отношений с окружающей средой и природой, архитектуры, уклада и образа жизни, отношений между собой. Для этносов в местах их коренного проживания характерна общность территории и языка. Этносы как биосоциальное, эколого-социально-экономическое и историко-культурное единство достаточно крупной популяции людей, осознающих себя как единое целое, в случае миграции в другие страны привозят с собой многие особенности потребностей (в первую очередь, архитектурные особенности жилища), физического и психологического склада, культуры, истории и др.
В раде крупных современных городов, таким образом, созданы этнические районы и кварталы, в которых живут достаточно крупные этнические группы. Например, в Лондоне среди нескольких этнических районов недавно появился южно-американский (бразильский), в котором спустя несколько лет стали устраивать бразильские карнавалы самбы наподобие карнавалов в Рио-де-Жанейро. Это — безусловное положительное дополнение к культурной жизни города, вносящее в нее разнообразие. Одними из первых и наиболее известных в мире этнических районов являются китайские районы во многих городах, называемые чайна- таунами. Граница между обычным городом и чайна-тауном проходит по улицам и видна издалека: в чайна-тауне улицы увешаны яркими полотнищами с иероглифами и китайскими фонариками, фасады зданий ярко окрашены, здания зачастую отличаются национальной архитектурой на улицах — множество торговцев и торговых палаток, открытых кафе с национальной кухней, звучит национальная музыка. Эта национальная архитектура привносит позитивный вклад в разнообразие архитектуры города. Чайна-тауны охотно посещают туристы.
Но далеко не всегда этнический район города является положительным дополнением к богатству множественной архитектуры. В ряде развитых стран Запада мигрантов селят на окраинах крупных городов, зачастую выделяя для них здания с невысоким уровнем удобств (например, во Франции). Обычны для них трудности с работой и достойным заработком. Если мигранты недовольны своим социально-экономическим положением, то они не стремятся к украшению своего места проживания с помощью оригинальной этнической архитектуры, а, напротив, загрязняют его всеми видами загрязнений — от отходов до надписей и рисунков на стенах; в связи с безработицей и низким уровнем жизни начинает процветать преступность; мигранты объединяются в группы, предпринимающие силовые воздействия на коренное население и на власти города. Это создает высокий уровень напряженности между принимающим городом (страной) и мигрантами.
Возможны следующие направления экологизации социально- экономических отношений мигрантов и принимающих городов:
1) подготовка города и страны к приему ограниченного числа мигрантов (возведение жилых зданий и учебных учреждений с элементами этнической архитектуры, создание этнического ландшафта в районах постоянного проживания мигрантов);
2) образование и обучение мигрантов, предоставление рабочих мест с достойной оплатой труда;
3) поддержание и развитие национальных, народных промыслов;
4) предоставление возможностей для развития самобытной национальной культуры, литературы, театра, спорта;
5) поощрение активной трудовой деятельности мигрантов.
В системе «человек—среда» происходит взаимодействие человека и общества с окружающей средой. Человек живет в окружающей его среде (одновременно природной, квазиприродной, артеприродной и др.). В эту среду входят самая близкая человеку среда — жилье, семья, соседи, место работы и рабочая среда, в которой человек проводит большую часть времени жизни; ближняя среда (ближние к дому территории, зеленые зоны, и т.д.); дальняя среда, обеспечивающая людей продовольствием и рекреацией; глобальная среда, поддерживающая и сохраняющая всю природу. Окружающая человека среда включает в себя множество разнообразных сочетаний — от почти полностью искусственной (например, внутри цехов химического или металлургического завода или в космическом корабле) до практически естественной природы.
По Н. Ф. Реймерсу, природная среда — это природные и незначительно измененные деятельностью людей абиотические (неживой природы) и естественные биотические (живой природы) факторы, способные к самоподдержанию и саморегуляции без помощи человека; квазиприродная среда — это культурные ландшафты, ландшафты населенных мест, социальные факторы жизни, которая непосредственно и опосредованно влияет на общество, его группы и отдельных людей (материально-энергетически, информационно-психологически и социально-экономи- чески); артеприродная среда — это полностью искусственные объекты (здания, инженерные сооружения и т.д.) с некоторыми природными элементами (воздух, естественное освещение) или сочетание природных и природно-антропогенных предметов и явлений, оказывающих воздействие на человека и его здоровье и на показатели деятельности человеческого общества.